По дороге из пластика

Колонка редактора

2 апреля 2021 . 11:03

Водители, которые едут из Нью-Дели в соседний Мератх, не подозревают, что под колесами их автомобилей — тонны пластиковых пакетов, крышек для бутылок и одноразовых стаканчиков. Ровная и гладкая дорога на 10% состоит из отходов. Расскажем, где в мире еще можно прокатиться по пластику.

Технологию, по которой сейчас строят всё больше дорог в Индии, разработал Раджагопалан Васудеван — профессор химии одного из инженерных колледжей. Ученый много лет исследует проблему отходов и их повторного использования.

Активные эксперименты с добавлением пластика в гудрон для строительства трасс начали проводить в Индии с 2000 года. И сейчас страна является в этой сфере одним из мировых лидеров. При этом и в части производства пластиковых отходов она находится на одном из первых мест — более 3,3 млн тонн ежегодно. Это и побудило Васудевана попробовать использовать пластик в дорожном строительстве, которое также идет в стране весьма активными темпами.

Процесс несложный и не требует большого количества оборудования. Измельченный пластик рассыпают на щебень и песок, затем нагревают до 170°С. Пластик расплавляется, тонким слоем заполняет пустоты, после чего сверху добавляют нагретый битум, который способствует затвердеванию полотна.

Для подобного использования подходит множество видов пластика — пакеты, одноразовые стаканчики, трудноперерабатываемые многослойные пленки, полиэтилен и полипропиленовая пена. Перед измельчением их не надо сортировать и начисто отмывать. Помимо того, что этот пластик не попадает на свалки, он замедляет износ дорожного полотна и препятствует образованию выбоин. По крайней мере, об этом свидетельствует 10-летний опыт эксплуатации дорог, построенных по такой технологии. Кроме того, экономия при строительстве составляет около 670 долларов за километр дороги.

Ученый бесплатно передал патент на свой метод государству. После этого правительство Индии сделало обязательным использование пластиковых отходов при строительстве дорог возле крупных городов с населением более 500 тыс. человек. Сейчас в стране уже проложено 2,5 тыс. км таких трасс.

Раджагопалан Васудеван, профессор Инженерного колледжа Тиагараджара: «Дорога из пластика и гудрона может выдерживать как большие нагрузки, так и интенсивное движение. Она не подвержена воздействию дождя или стоячей воды».

Подобные проекты начали появляться и в других странах. Например, британская компания MacRebur построила первую такую дорогу в 2019 году в Шотландии, а теперь работает в Эстонии, Словакии и даже ЮАР.

Специалисты компании утверждают, что наличие пластика позволяет полотну лучше переносить изменения температуры. Правительство Великобритании недавно выделило 1,6 млн фунтов на исследования, которые помогут выяснить, как использование пластика в дорожном строительстве поможет предотвратить появление выбоин.

Голландская PlasticRoad вообще отказалась от использования битума. Их покрытие практически полностью состоит из переработанного пластика, с очень тонким слоем минерального заполнителя в верхнем слое. В 2018 году компания построила первую в мире велосипедную дорожку из переработанного пластика. Отходы сортировали, измельчали, очищали и извлекали из них полипропилен. В итоге на каждый метр дорожки приходится более 25 кг переработанного пластика. По сравнению со строительством традиционных дорожек, выбросы углерода сократились

на 50%.

Дорожки спроектированы таким образом, что дождевая вода просачивается сквозь них и стекает через дренажную систему. Однако при этом исключено попадание микропластика в почву — его задерживают специальные фильтры.

Технология использования отходов для дорожного строительства является относительно новой для всего мира. Она набирает популярность, поскольку позволяет не только найти применение пластику (в том числе и не пригодному к другим видам переработки), но делает дороги более прочными и устойчивыми к внешним факторам. А насколько они будут долговечными — станет ясно в будущем, когда пройдет достаточно времени.

По материалам: bbc.com, plasticroad.com, macrebur.com

Читать далее
Всё переменится – заводы будут

На днях мы встретились для интервью с Валерием Самсоновичем Петросяном, заслуженным профессором МГУ им. Ломоносова и экспертом ООН по химической безопасности. Валерий Самсонович – человек, объездивший около 100 стран, во многих из которых на экспертном уровне изучал проблему обращения с отходами и...

15 Мая 2018
Что такое гарбология и почему...

Каждая наша публикация — это интересные истории из сферы обращения с отходами, подкрепленные комментариями экспертов и профессионалов. Например, последняя публикация —...

22 Мая 2018
Переработка мусора: как...

Во времена СССР пионеры собирали и сдавали макулатуру и металлолом. Но массового характера эти явления не имели.

03 Апреля 2018
Сообщение