Общественные слушания в Ногинском районе. Что интересовало жителей?

26 сентября 2018 . 08:37

Все, кто хотели спросить – спросили.

20 сентября в Ногинском районе прошли общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов. В них приняли участие более 500 жителей Ногинского района. Что главным образом интересовало жителей? Вот самые интересные вопросы и ответы на них.

Бахмутов Сергей Владимирович, житель Ногинска: Как был определен размер санитарно-защитной зоны? Какими вы руководствовались нормативно-правовыми актами?

Шимарек Леонид Германович, зам. генерального директора Института проектирования, экологии и гигиены: Размер санитарно-защитной зоны был определен расчетным путем. При разработке руководствовались Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222.

Лунева Людмила Константиновна, жительница Ногинска: Куда планируется направлять заводские стоки, если таковые будут?

Кураков Алексей Геннадьевич главный инженер проекта: На заводе планируется строительство очистных сооружений. Будет максимально использоваться вода с завода и из дождевых стоков. После очистки до рыбохозяйственных характеристик мы будем направлять эту воду в сети по отводу бытовых стоков.

Галл Наталья Дмитриевна, председатель общественной организации «Региональный центр общественного контроля Московской области», жительница Ногинского района: Почему выбран именно данный земельный участок, кому он принадлежит?

Коган Александр Борисович, и.о. министра экологии и природопользования Московской области: Земельные участки выбирались по четырем направлениям – восток, запад, север, юг. Это восточное направление. Учитываются логистика, вид разрешенного использования, категория, транспортные пути, плюс наличие инфраструктуры, которая находится здесь. И, конечно, хорошие развязки, в том числе дорожные. На вопрос жителей: «Выберите другое место», ответ: «Там живут такие же люди».

Третьякова Оксана Геннадьевна, жительница Ногинска: Наши разработчики учитывали какие-либо иные концепции, которые применяются на территории Евросоюза?

Белов Дмитрий Петрович, зам. генерального директора АГК-1: Прежде чем принять технологию, проводились различные исследования, выезжали на объекты, смотрели, изучали. Преимущество технологии, применяемой Hitachi Zosen Inova, в том, что она очень надежная, хорошо себя зарекомендовала, достаточно эффективна, позволяет агрегировать объекты очень большой мощности.

У других технологий есть существенные ограничения. Первое – очень высокие требования к входящему мусору: это измельчение и возможность остановок в случае попадания несанкционированного мусора, то есть может произойти аварийный выброс в атмосферу. Во-вторых, эта технология достаточно грязная. Там используется песок, сам по себе очень дорогой, он сам вызывает выброс. Вы можете сравнить действующий завод МСЗ-4 и МСЗ-3. Они работают на разных технологиях, можете приехать, посмотреть.

Плотников Андрей Владимирович, житель поселка имени Воровского: Вы строите завод у подножия горы. Соответственно, выброс из трубы будет убивать людей, которые там работают. Есть в мире аналог, где такой завод стоит рядом с гигантской горой мусора, на которой круглосуточно работают люди?

Шимарек Леонид Германович, зам. генерального директора Института проектирования, экологии и гигиены: За рубежом строят объекты по переработке рядом с объектами, где уже велось обращение с отходами, чтобы не увеличивать территории, которые попадают в вид деятельности. Поэтому таких территорий точно очень много.

Высота полигона Тимохово – около 40 метров. В любом случае, труба будет более чем на 40 метров выше, чем данный объект. А рассеивание происходит с учетом гидрометеорологических условий. Поэтому на людей, которые работают на объекте, это влиять не будет.

Коган Александр Борисович, и.о. министра экологии и природопользования Московской области: На полигоне Тимохово формируется свалочный газ, в зависимости от температуры воздуха от 2,5 до 5 кубов в час. Люди, которые работают на этом полигоне, негативное воздействие получают гораздо больше. Если сравнивать завод и полигон по нормам выброса, это вообще не сравнивается. На этой трубе будет в тысячи и тысячи раз меньше, чем то, что сегодня формирует полигон. Хуже инфраструктуры, чем полигон, на сегодняшний день нет. Достаточно сказать, что в Дании, к примеру, завод расположен на территории 300 метров от жилья. В принципе, на таком же расстоянии находится полигон Тимохово. Если брать дальше, к примеру, Вену, то биологический факультет университета также находится в 350 метрах от мусоросжигательного завода.

Игорь Николаевич, представитель СНТ «Гранти», Чижовка: Я рядом живу здесь и чувствую запах постоянно от полигона Тимохово. Пока не построится завод, свалка будет продолжать функционировать, и мы будем свалочный газ потреблять? В дальнейшем завод будет обрабатывать мусор, который будет привозиться заново. Что будет с мусором на свалке?

Коган Александр Борисович, и.о. министра экологии и природопользования Московской области: На полигоне Тимохово инвестпрограммой предусмотрена дегазация всего тела полигона. Сейчас начали делать проколы – их будет порядка 5,5 тысяч. Газ будет собираться и выводиться в высокотемпературный факел более 1000 градусов. После проведения этих работ могут значительно снизиться выбросы газа в системе полигона. Но в связи с тем, что на самом объекте нефтеперерабатывающий завод, к сожалению, 100% запахов на сегодняшний день ликвидировать не получится.

Игорь Николаевич, представитель СНТ «Гранти», Чижовка: Если все так безопасно, все будет сортироваться и только после этого сжигаться, откуда тогда взялись ртуть, например, в количестве 182 кг, тальк в количестве 6 кг, серная кислота 44 кг, керосин 13 тонн? Они все упадут нам на голову или они останутся в пределах санитарно-защитной зоны и упадут на голову работникам?

Шимарек Леонид Германович, зам. генерального директора Института проектирования, экологии и гигиены: В любом технологическом процессе происходит выброс загрязняющих веществ в зависимости от того состава топлива, которое есть. Вы, наверное, приехали сегодня на машине, а она выбрасывает почти тот же состав газовой смеси с дополнительными вкраплениями, который будет образовываться в этом технологическом цикле. Поэтому суммарно звучит, может быть, страшно по году, а на самом деле - это минимальные значения, которые расчетным путем определены, максимальные значения, которые могут быть в данном выбросе, и которые будут рассеяны на границе санитарно-защитной зоны.

Мулюков Роман Александрович, житель Обухово: Чем ваш завод будет отличаться от тех заводов, которые выведены из эксплуатации в Москве?

Белов Дмитрий Петрович, зам. генерального директора АГК-1: Во-первых, наш завод современный, полностью автоматизирован. Те заводы, которые работают в Москве, имеют большой срок использования, у них уже большая степень изношенности. У нас введены дополнительные улучшения, технология тоже не стоит на месте. И швейцарские партнеры ее улучшают в части рециркуляции обрабатывающих веществ, дымовых газов, рециркуляции самих дымовых газов.

Кузьмина Вероника, житель Электростали: Как составлялся ОВОС, если техническое здание еще не обсуждено и не было утверждено? То есть материалы ОВОС появились раньше, чем закончился прием предложений и замечаний к техническому заданию. Мы не нашли никаких материалов, которые доказывали бы, что данный завод будет безопасный.

Шимарек Леонид Германович, зам. генерального директора Института проектирования, экологии и гигиены: Мы ОВОС не подтверждаем, что завод безопасный, мы ОВОС говорим о степени воздействия на те или иные параметры, насколько те решения, которые проектировщик в данном проекте разработал, помогают выполнить требования законодательства.

Те материалы ОВОС, которые сегодня разработаны – не окончательные. Они ими становятся только в тот момент, когда они поступят на государственную экологическую экспертизу. Более того, по окончанию сегодняшних слушаний у заинтересованной общественности есть еще месяц для того, чтобы представить в адрес заказчика замечания и предложения, и мы еще раз перепроверим их в рамках ОВОС.

Алифанова Татьяна Ивановна, председатель совета общественности микрорайона Вишняковские дачи: Данный мусоросжигательный завод входит в генплан района?

Коган Александр Борисович, и.о. министра экологии и природопользования Московской области: Генплан не предусматривает размещение конкретных объектов. Генплан говорит только о наличии земельных участков, виде и категории использования. Как вид и категорию использования Генплан эту категорию учитывает.

Ямщикова Елена Валентиновна, главный эколог АГК-1: В соответствии с генеральным планом земельного участка, завод как раз находится в территориальной зоне СП-3, то есть зоне объектов обработки, утилизации и обезвреживания, коммунальных отходов.

Алифанова Татьяна Ивановна, председатель совета общественности микрорайона Вишняковские дачи: 89-й федеральный закон гласит, что если уже неблагополучная или загрязненная среда, там запрещено строить вредные предприятия. Почему вы нарушаете закон Российской Федерации? И нарушили соблюдение санитарных норм. По закону она тоже километр.

Коган Александр Борисович, и.о. министра экологии и природопользования Московской области: Мы собираемся уменьшить объем и количество отходов, поступающих на полигон Тимохово. Сейчас туда поступают отходы, полностью необработанные, которые выделяют огромное количество свалочного газа. При строительстве этого объекта у нас есть только один путь – полигон Тимохово строит перерабатывающий завод и полностью проводит рекультивацию старого тела полигона, и больше не захоранивает отходы, которые загрязняют окружающую среду, либо полигон закрывается.

Что касается санитарно-защитной зоны, то Правительство Московской области, Министерство экологии не устанавливает санитарно-защитную зону. Это делается Росприроднадзором в соответствии с нормативной документацией Российской Федерации. Есть проекты, по которым сокращается санитарно-защитная зона. Если делать открытую цементную площадку для производства бетона, то санитарно-защитная зона для такого мероприятия – километр. Если сделать вытяжку, и пыль, которая поступает от цемента, будет полностью отфильтровываться через определенную систему очистки, то санитарная зона на такой завод сокращается до 300 метров.

К примеру, такие заводы в Европе стоят в 300 метрах от жилья. Это санитарно-защитная зона. У нас она предусмотрена максимально километр для такого класса опасности.

Как работает система? В рамках проекта делается оценка рисков для здоровья человека, с учетом всех выбросов, рассеивания, метеорологических условий. Роспотребнадзор смотрит оценку рисков и как она ложится в проект, как установлена санитарно-защитная зона с учетом рассеивания, метеорологических условий, и после этого устанавливает санитарно-защитную зону.

Александр Вячеславович Сумин, житель Тимохово: С прошлого года на наши трассы сильно возросла транспортная нагрузка. Как пойдут машины на мусоросжигательный завод?

Коган Александр Борисович, и.о. министра экологии и природопользования Московской области: В госпрограмме Московской области предусмотрено подведение дороги к этому объекту, минуя все населённые пункты. Деньги предусмотрены, дорога будет закончена в 2020 году.

Нагрузки на дороги Ногинского района не будет. Поток, который сегодня идет – 400-420 машин в сутки, – будет разбит. Однозначно никакого дополнительного объема на полигон в этом районе больше не поедет. 220 машин пойдут на объект по термическому обезвреживанию, и порядка 180-200 машин пойдут на переработку в Тимохово.

Зотова Татьяна Викторовна, жительница Ногинска: Будет ли производиться постоянный контроль содержания загрязняющих веществ отходящих газов?

Ямщикова Елена Валентиновна, главный эколог АГК-1: Контроль атмосферного воздуха будет производиться в режиме онлайн на станцию мониторинга. Можно будет установить приложение в телефоны – там будет вся информация по основным загрязняющим веществам в режиме реального времени.

Никулин Николай Викторович, житель Ногинска: почему решение о строительстве завода не было принято раньше?

Коган Александр Борисович, и.о. министра экологии и природопользования Московской области: Вопрос абсолютно очевидный. Много факторов, которые повлияли. Это решение Правительства Российской Федерации, зеленый тариф. Как только смогли пробить соответствующие все решения, подобное предприятие стало экономически обоснованным. А так, 11 или 10 тыс. руб. за тонну – это не потянет никто, это увеличение тарифа и нагрузка на население в 10 раз.

Читать далее
Анатолий Чубайс сдает...

Глава УК «Роснано» Анатолий Чубайс, выступая на форуме Vestifinance, назвал ситуацию с переработкой твердых коммунальных отходов в России «просто катастрофической». «С этим надо что-то делать», - заявил глава «Роснано». Видео корреспондента «ЭкоГрад» дорджи Нимгирова. Спасти положение, отмечает...

28 Мая 2018
Review of research into...

Независимое научное исследование показало, что заводы по сжиганию отходов, работающие в Великобритании, не оказывают значимого обнаружимого эффекта на вероятность онкологических заболеваний,...

13 Апреля 2017
Waste Incineration — A...

В связи со значительным ужесточением норм по выбросам, повлекшим усовершенствование систем газоочистки, заводы по сжиганию отходов больше не являются сколько-нибудь значительным источником...

13 Апреля 2017
Сообщение