Япония: новый взгляд на пищевые отходы

Колонка редактора

20 января 2023 . 15:03

В одной из самых продвинутых и технологичных стран мира — Японии — пищевые отходы представляют серьезную угрозу в связи с ограниченным пространством на острове для их хранения. По подсчетам, каждый японец выбрасывает около 40 килограммов еды в год! Недавние изобретения ученых предлагают оригинально и экологично решить эту задачу. Расскажем, как японцы превращают яичную скорлупу в мебель, кожуру овощей — в цемент, а из сала делают топливо для поездов.

Несмотря на то, что Япония не занимает первое место в мире по выбросам отходов, тем не менее, пищевые остатки уже давно представляют серьезную проблему для островного государства с ограниченным пространством для свалок. Недавнее изобретение японских ученых может предложить «зеленую» альтернативу полигонам. Японские компании научились производить из выброшенной пищи совершенно новые продукты. Цемент, например. И даже мебель.

Представляем вашему вниманию несколько таких японских компаний, которые, по их словам, помогут стране вдвое сократить пищевые отходы к 2030 году, и тем самым серьезно помогут планете.

Поезд бежит на сале из супа

После того как в 2005 году мощный тайфун разрушил железную дорогу в городе Такатихо на юге Японии, местные власти решили, что восстанавливать все движение поездов на этом участке слишком дорого.

Ремонт на железной дороге продолжается до сих пор. Пока что по ней курсирует один поезд из двух вагонов с открытой крышей — его запустили для туристов, любующихся великолепными видами. Интерес представляет используемое в поезде топливо — его вырабатывают из остатков сала от супа тонкоцу рамен и отходов кулинарного масла от тэмпуры, которое собирается из 2000 ресторанов в Японии.


На фото: туристы едут на экскурсионном поезде железной дороги Такачихо Аматэрасу. Ингредиенты для биодизельного топлива поезда поступают из ресторанов Японии.

Исполнительный директор компании «Takachiho Amaterasu Railway» Фумихико Такаяма, работающий над восстановлением движения поездов, с самого начала сосредоточил внимание на экологических проблемах. Он считает, что жители города частично несут ответственность за разрушения, вызванные ураганом, из-за деревьев, которые были вырублены для строительства жилья. Фумихико хотел убедиться, что работа компании не причинит дальнейшего вреда.

«Amaterasu» сотрудничает с транспортной компанией «Nishida Shoun» в Фукуоке, которая ежедневно производит около 3000 литров биодизеля на своем заводе. Топливо питает поезда «Amaterasu Grand Super Cart» в живописном трехмильном путешествии туда и обратно, которое совершают тысячи туристов из Японии и других стран.


На фото: начальник станции Дайки Нисиура заправляет поезд биотопливом в перерывах между ежедневными экскурсионными рейсами.

«Мы хотели, чтобы это было нечто большее, чем просто туристическая достопримечательность. Внедряя в поезда биодизель, мы хотим, чтобы люди стали больше интересоваться экологическими проблемами и биотопливом», — поделился управляющий директор компании Хироёси Сайто.

Многие из приезжающих туристов замечают: биодизель пахнет тонкоцу раменом или жареным рисом из китайского ресторана! Также «зеленое» топливо дает минимум дыма, при этом он белый, что выгодно отличает его от густых черных выхлопов и бензинового запаха обычного дизеля.

Засохшие пищевые отходы превращается в бетон

Бетон — наиболее широко используемый строительный материал в мире, а его ключевой компонент — цемент — является основным загрязнителем выбросов парниковых газов. По данным международной исследовательской группы Chatham House, на его долю приходится 8% глобальных выбросов СО2.

Токийский стартап «Fabula» задался вопросом: а что если найти более устойчивую альтернативу — например, производить цемент из пищевых отходов? Это помогло бы сократить выбросы парниковых газов на свалках, куда в противном случае эти отходы будут выброшены?

Исследователи из «Fabula» создали уникальный рецепт приготовления бетона путем сушки пищевых отходов, их прессования в форму при высокой температуре. Эта молодая компания, основанная в 2021 году исследователями из Токийского университета, начала свои эксперименты с часто выбрасываемых продуктов, таких как капуста, апельсиновая цедра и луковая шелуха. Позже ученые обнаружили, что любой выброшенный продукт питания можно превратить в пищевой цемент. Даже упакованный ланч из магазина! Теперь для его изготовления требуется в основном кофейная гуща и чайные листья. Стойкость продукта зависит от ингредиента.


На фото: Кота Мачида, директор начинающей компании «Fabula», проверяет высушенные пищевые отходы в лаборатории Токийского университета.

В настоящее время «Fabula» производит предметы домашнего обихода на заказ, такие как подставки и посуда, и ожидает получения патента. Глобальная цель — производить мебель и более крупные конструкции, как только технология сможет сделать цемент прочнее.

Компания надеется работать с фермерами, у которых есть излишки урожая, и со строительными компаниями, которые ищут устойчивые альтернативы. Фирмы по производству продуктов питания, которые не могут избежать образования отходов в процессе производства, также обратились к разработчикам из «Fabula» за помощью.

В компании надеются, что смогут стать своего рода связующим звеном между фирмами, у которых есть пищевые отходы, и теми, кто хочет создавать вещи из устойчивых материалов.

Поскольку биоцемент на 100% съедобен, он даст новые возможности людям во время ликвидации последствий стихийных бедствий — с одной стороны, из него можно быстро построить временные сооружения, с другой — эвакуированные могут использовать его как пищу. «Fabula» не исключает: если технология достаточно продвинется, в будущем люди вполне смогут есть свои дома.

Мебель из яичной скорлупы и кофе, напечатанная на 3D-принтере

Токийская дизайнерская компания «NOD» превращает кофейную гущу и яичную скорлупу в минималистическую мебель, напечатанную на 3D-принтере.


На фото: исполнительный директор «NOD» Юсуке Мидзобата показывает стул и стол, изготовленные с использованием пищевых отходов и 3D-печати.

«Я думаю, что апсайклинг на самом деле очень естественная часть японской культуры. В прошлом люди использовали то, что было вокруг них, более творчески. Сегодня с помощью технологий мы можем поощрять людей делать это», — считает Юсуке Мидзобата, исполнительный директор компании.

Необычная идея возникла, когда Мизобата и его коллеги работали над проектами пространственного дизайна и увидели, как быстро можно построить, а затем и разобрать мебель для коммерческих помещений, таких как отели. Они хотели найти более устойчивый вариант.


На фото: кресло из яичной скорлупы и кофейной гущи, напечатанное на 3D-принтере.

Их чернила для 3D-печати изготавливаются из кофейной гущи, яичной скорлупы и других пищевых продуктов, которые высушивают и смешивают со смолами. Эта смесь превращается в гранулы, которые расплавляются для получения необходимых чернил. Япония является одной из немногих стран, где есть 3D-принтеры, способные создавать материалы высотой около 10 футов.

«NOD» производит мебель на комиссионной основе, но ее генеральный директор надеется, что технология станет более доступной и распространенной, чтобы люди могли легко создавать предметы из продуктов, которые они в противном случае выбросили бы. В конечном счете, Мизобата надеется, что рост производства мебели из пищевых отходов может помочь изменить отношение людей к потреблению и побудить их перерабатывать, а не покупать новое.

Автоматизированные суши-повара

Суши-рестораны с конвейерной лентой в Японии движутся в сторону еще большей автоматизации — с использованием роботов-поваров для сокращения пищевых отходов и решения проблемы нехватки рабочей силы в стране.

Концепция кайтен-суши, при которой суши доставляются покупателям по конвейерной ленте, родилась еще в 1958 году в Осаке и получила широкое распространение по всему миру.

С самого начала бизнес трансформировался, внедряя новые автоматизированные технологии для повышения эффективности и производительности, а также адаптируясь к острой нехватке рабочей силы в Японии.

В настоящее время рестораны кайтен-суши используют более эффективные конвейерные ленты, а также датчики, которые анализируют тенденции в заказах, определяют часы пик в заведениях и помогают оптимизировать производство.

После 20 лет работы «Sushiro» — крупнейшая в стране сеть суши — внедрила на свои кухни роботов, которые готовят рис для суши. В их ресторане в районе Намба машина-повар готовит один кусок нигири в секунду! Человек на такое не способен. При этом устройство снабжено системой нагрева, которая регулирует температуру, имитируя теплоту рук человека.

Есть у ресторана и другое устройство, которое заворачивает кусочки риса в водоросли нори, чтобы позже сами повара закончили сервировку и размещение маки на конвейерных лентах.

Блюда «Sushiro» имеют уникальный код, который помогает анализировать, какие продукты хорошо продаются, и предлагать самые популярные блюда в каждом месте по времени. Сама компания ежедневно анализирует эти данные, чтобы скорректировать поставки рыбы и ингредиентов. Это существенно помогает сократить пищевые отходы.

Система также отслеживает свежесть изделий в зависимости от времени, в течение которого они перемещаются по конвейеру. К примеру, через 35 минут суши уже не годятся для подачи — их удаляют с ленты.

Справедливо заметить, что несмотря на рост автоматизации, роботы не всесильны и нуждаются в помощи человека. Так, захват деликатных продуктов, таких как рис, пока еще непосильная для машины задача.

Таким образом, вполне вероятно, что в скором будущем новейшие технологии позволят человечеству навсегда забыть про свалки пищевых отходов. Опасный строительный цемент заменят на съедобный материал, поезда будут ездить на биотопливе, поставляемом из ресторанов, а наша мебель будет благоухать зернами кофе. Однако впереди предстоит колоссальная работа, поскольку современные знания все еще не позволяют отказаться от ручного труда и внедрить биотехнологии повсеместно.

По материалам: washingtonpost.com, laprensalatina.com

Читать далее
Всё о шлаке и летучей золе

Очередной выпуск программы «Среда с Петросяном» вышел в эфир из Вены, где сейчас проходит Международный форум Waste-to-Energy. И как раз в среду состоялся симпозиум по путям удаления, переработки и использования шлаков и золы, образующихся при термической обработке отходов. Валерий Самсонович...

05 Октября 2018
Ломаем стереотипы

С 1 января за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) в Московской области станут отвечать региональные операторы. Вместе с тем, по новым экологическим стандартам во всем регионе будут организованы...

24 Октября 2018
Раздельный сбор в Московской...

Мы встретились Заведующей кафедрой экологического мониторинга и прогнозирования, руководитель программы магистратуры РУДН «Рециклинг отходов производства и потребления» Харламовой Мариной...

27 Апреля 2018
Сообщение