В Японии утилизация отходов возведена в ранг искусства. Любая вещь, прежде чем оказаться в корзине, проходит настоящий ритуал. К мусору там относятся, как к бесценному ресурсу, из которого создают не только новые вещи, но и целые острова. Как японцы этому научились, и при чем тут опыт СССР?
В Японии две беды — мало земли и полезных ископаемых. Это, впрочем, не помешало ей стать одной из ведущих мировых держав. Однако уже в 60-е годы сильная экономика привела к росту потребления. Мусора становилось все больше, и японцы поняли — если ничего не делать, они скоро утонут в собственных отходах. Была принята национальная «антимусорная» концепция. Япония решила избавиться от зловонных свалок и развивать переработку.
Интересный факт: хитрые японцы переняли советский опыт. Именно в СССР была разработана одна из лучших программ по утилизации вторсырья. Макулатуру и металлолом собирали семьями, школами и дворами. По всей стране работали пункты приема стеклянных бутылок. Но у нас это заглохло на долгие годы, а японцы смогли довести идею до совершенства.
Бездумно выбросить что-то в помойку для японца — немыслимо. К примеру, пустую тару тщательно моют, сушат и компактно складывают в нужный контейнер. От бутылок отрывают этикетки и снимают с них пробки. Все это раскладывают по разным мешкам. Причем каждый вид мусора можно выбросить только в строго отведенный день недели. В случае ошибки, мешок останется лежать нетронутым. И если хозяин его не заберет, «накажут рублем» весь жилищный кооператив. Штрафы за подобные нарушения могут доходить до 10 млн. йен (более $90 тыс).
Как правило, мусор в Японии делят на четыре категории: сгораемый, несгораемый, перерабатываемый и крупногабаритный. Отдельно собирают опасные отходы — батарейки, лампочки и керамику. Крупногабаритный хлам — мебель, старые матрасы, чемоданы — можно выкинуть, только предварительно оплатив вывоз. Муниципальная служба не заберет их без специального талона. Купить его можно в любом магазине. Например, вывоз матраса обойдется в $3–4.
И ни одному японцу не придет в голову выбросить в мусор старый мобильник или пылесос. Старую технику можно сдать почти во всех магазинах бытовой техники и электроники. За деньги, конечно. Альтернативный вариант — купить наклейку, которая подтверждает оплату утилизации. С этим стикером ненужную технику заберут прямо из дома. Такой подход дает стране более 1 млн. тонн железа и 50 тысяч тонн цветных металлов в год.
Наиболее качественное вторсырье получается из пластиковых бутылок. Из него делают школьную спортивную форму, рабочую спецодежду, ковры, напольные покрытия, канцтовары или снова переплавляют в бутылки. Причем, на школьной форме процент содержания переработанного пластика гордо указывается прямо на спине.
Кстати, форма сборной Японии на летней Олимпиаде 2020 в Токио тоже будет сшита из вторсырья. На стадионах и в магазинах спорттоваров сейчас установлены специальные ящики, куда можно положить старое спортивное «шмотье». И каждый японец сможет внести свой вклад в подготовку к Играм. Ну, а олимпийские медали изготовят из утилизированных смартфонов.
Борец вольного стиля Саори Ёсида приняла участие в кампании, отдав свою футболку с летних Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро
Несмотря на все усилия японцев, лишь 20% отходов превращается в новые товары, 5% захоранивается, и более 70% попадает на мусоросжигательные заводы. Сейчас в Японии насчитывается 1120 таких предприятий, из них 358 работают по принципу «энергия из отходов». За несколько десятилетий японцы довели технологию термической переработки отходов почти до совершенства. Предприятия строят в черте городов рядом с жилыми домами, и никто не жалуется. Содержимое выбросов соответствует строжайшим японским нормам. Только в Токио работает 21 такое предприятие.
Мусоросжигательный завод, расположенный в 10 минутах езды от самого центра Токио и фешенебельного квартала Гиндза — непосредственно рядом с жилыми домами
Отношение японцев к мусору демонстрирует мусоросжигательный завод в Осаке, ставший местной достопримечательностью. Он похож на сказочный замок. Никакого дыма не видно, и многие приезжают погулять по разбитому вокруг завода парку, чтобы подышать чистым воздухом.
«Посмотрите, лишь одна четверть завода — это печи, сжигающие мусор. Три четверти — это очистительные сооружения и фильтры. Поэтому наш завод совсем не загрязняет воздух», — с гордостью говорит директор завода «Маисима» Шинья Мураками.
Мусоросжигательный завод в Осаке, построенный по проекту австрийского архитектора Ф.Хундертвассера
И даже золе, которая остается после сжигания мусора, не дают пропасть зря. Ее прессуют в брикеты и используют для расширения территории страны. Так был создан искусственный остров Одайба в Токийском заливе, который считается одним из самых престижных районов Токио. Остров славится футуристической архитектурой, самым высоким в мире колесом обозрения и головными офисами большинства крупных компаний. Кстати, цены на землю на таких «мусорных» островах в несколько раз выше, чем в других районах.
Искусственный остров Одайба в Токийском заливе
В последнее время в Японии стала популярна концепция RRR — Reduce, Reuse, Recycle (уменьшай, используй повторно, перерабатывай). И основной акцент — на повторном использовании. Появилось даже такое движение «моттаинай», что в переводе означает «не выкидывай, пока не использовал полностью». Пропаганда отказа от одноразовой посуды и пакетов идет уже на уровне правительства. Теперь в магазинах не дают пакет по умолчанию, а сначала спрашивают — нужен ли он покупателю. При входе можно положить в корзину специальный зеленый жетон. Он будет означать, что пакет вам не нужен, и можно обойтись без лишних вопросов.
Концепция «моттаинай» касается не только упаковки, но и всех бытовых товаров. Она также соответствует принципам синтоизма — основной религии Японии. Ее последователи верят, что все земные блага дарованы нам свыше, и растрачивать что-либо без нужды, терять или выбрасывать — грех. Так что те японцы, которые не хотят испортить свою карму, стараются бережливо относиться к вещам и приучают к этому младшее поколение.