Вторая жизнь отходов: как там у соседей?

Колонка редактора

26 ноября 2019 . 17:00

Япония строит из отходов острова, Китай — дороги, Швеция скупает отходы у соседей и питает энергией целые города, а Израиль превращает свалки в райские сады. Как в разных странах решают проблему утилизации?


На фото: искусственный остров Одайба (Токийский залив, Япония)

Япония

Японцы научились извлекать пользу буквально из всего. И даже к отходам там относятся, как к бесценному ресурсу. Из них создают новые товары, получают энергию и строят целые острова. Заводы W2E работают по всей стране и перерабатывают в электричество более 70% коммунальных отходов. И даже золе, которая остается после сжигания, не дают пропасть зря. Ее прессуют в брикеты и используют для расширения территории страны. Так был создан искусственный остров Одайба в Токийском заливе, ставший одним из самых престижных районов Токио. Остров славится «космической» архитектурой, самым высоким в мире колесом обозрения и головными офисами крупнейших японских компаний. Причем цены на землю там в несколько раз выше, чем в других районах Токио.

Кстати, во время Олимпиады 2020 сборная Японии вместе с другими участниками игр будет жить и тренироваться на искусственных островах. А униформу японской сборной и все олимпийские медали изготовят из вторсырья.


На фото: борец вольного стиля Саори Ёсида отдает свою футболку с летних Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро в переработку на форму японской сборной на Олимпиаде 2020

Китай

В Китае появились первые автотрассы, сделанные из строительных отходов. К примеру, в Пекине при возведении новой дороги использовали почти 90% хлама, оставшегося от стройки той же самой магистрали. В ход пошли осколки кирпича, резина и другое вторсырье. Как утверждают инженеры, ответственные за качество покрытия, новая трасса ни в чем не уступает дорогам из асфальта и бетона. При этом удалось и на материалах прилично сэкономить (~20%), и решить проблему утилизации.

Нидерланды

А в Амстердаме построили первую в мире дорогу из туалетной бумаги. Там разработали специальную установку, которая вылавливает сырье из канализации и извлекает из него целлюлозу. Затем из очищенного материала формируются небольшие гранулы — основа будущего дорожного полотна. Первая экспериментальная велодорожка длиной один километр соединила города Леуварден и Стинс.

Ежегодно в стране используется порядка 180 тысяч тонн туалетной бумаги. Теперь для нее найдено еще одно полезное применение.

Израиль

Небольшая и небогатая природными ресурсами, эта ближневосточная страна не первое десятилетие борется за чистоту своих земель. Им удалось достичь одного из самых высоких в мире показателей переработки. В новые товары превращается около 65% ТКО. А еще израильтяне преуспели в рекультивации свалок. Мало, кто может с ними потягаться в умении превращать зловонные полигоны в райские сады.

Яркий пример — парк в районе деревушки Хири в четырех километрах от Тель-Авива. Почти полвека туда свозили отходы из города, в итоге свалка превратилась в «мусорную гору» высотой 80 метров, а гнилостный запах достиг окраин Тель-Авива. В 1998 году полигон закрыли, и началась рекультивация. Спустя несколько лет на месте зоны отчуждения вырос настоящий оазис с красивыми дорожками, клумбами, деревьями и сетью водоемов. При этом в недрах бывшей свалки все еще идут работы по обезвреживанию отходов. Но никаких неудобств гуляющим этот процесс не доставляет.

Швеция

Швеция славится тем, что скупает отходы у соседних стран. Сырье становится топливом для заводов W2E. Энергия, полученная от работы 32-х таких предприятий, обеспечивает потребности значительной части страны. К примеру, Стокгольм на 45% питается именно этой электроэнергией. На «мусорном топливе» работает и сама отрасль по утилизации — мусоровозы ездят на биогазе, полученном из отходов, или на электричестве того же происхождения. В Швеции ежегодно сжигается более 2 млн тонн ТКО, произведенного самими шведами. Однако местного сырья недостаточно, поэтому королевство закупает его у других стран. Основные поставщики — Норвегия, Ирландия и Великобритания. Оттуда приезжает еще порядка 1,5 млн тонн.

Таким образом, на шведские полигоны попадает менее 1% отходов, 33% превращаются в новые товары, 16% идет на компост, а оставшиеся 50% становятся топливом для заводов W2E.

И немного о штрафах...

По материалам издательства «Комсомольская правда»

Читать далее
Как рассчитать тариф

Правительство Московской области озвучило новые тарифы на вывоз мусора.

08 Октября 2018
Ломаем стереотипы

С 1 января за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) в Московской области станут отвечать региональные операторы. Вместе с тем, по новым экологическим стандартам во всем регионе будут организованы...

24 Октября 2018
Раздельный сбор в Московской...

Мы встретились Заведующей кафедрой экологического мониторинга и прогнозирования, руководитель программы магистратуры РУДН «Рециклинг отходов производства и потребления» Харламовой Мариной...

27 Апреля 2018
Сообщение