Расплатиться за проезд в метро скоро можно будет пластиковыми бутылками. Пилотный проект по установке фандоматов на станциях прорабатывают в Минтрансе. За сдачу тары пассажиры смогут получить бонусы на проезд. Такая система уже действует в Риме, Стамбуле и Сурабае. Насколько она востребована?
Минтранс предложил установить на станциях метро и железнодорожных платформах фандоматы, принимающие пустые пластиковые и стеклянные бутылки, а также алюминиевые банки. В обмен на тару можно будет пополнить проездной или получить баллы на оплату парковки. Правда, количество таких аппаратов и размер бонусов для пассажиров пока не определены.
31 октября в Минтрансе пройдет расширенное совещание по этому проекту, на которое приглашены представители Минприроды, Минпромторга, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, ОАО «РЖД», Российского экологического оператора (РЭО) и «РТ-Инвест».
В Минприроды заявили газете «Коммерсант», что концептуально поддерживают проект, так как он направлен на снижение степени негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. «Кроме того, мы выступаем за переработку и внедрение механизмов замкнутой экономики, изделия из пластиков входят в группу отходов, направляемых на переработку», — подчеркнули в ведомстве.
В июле 2019 года подобный проект был запущен в Риме. За каждую отправленную в переработку бутылку пассажиры получают «экобонусы» на виртуальный кошелек: за одну бутылку — 5 евроцентов. Чтобы оплатить одну поездку стоимостью 1,5 евро, надо сдать 30 бутылок.
На фото: мэр Рима Вирджиния Раджи тестирует фандомат в метро
«Мы можем сказать, что являемся первой крупной европейской столицей, представившей этот инновационный проект. Автомат, который принимает пластиковые бутылки и выдает кредит на покупку билетов, на данный момент есть только в Риме», — с гордостью подчеркнула мэр Рима Вирджиния Раджи на церемонии запуска проекта.
Похожая схема оплаты проезда запущена и в Стамбуле. Пассажиры заводят специальную транспортную карту, на которую начисляются бонусы от сдачи тары и еще некоторых видов отходов. Автомат принимает и оценивает вторсырьё, определяет размер скидки и вносит эту сумму на карту. К примеру, для проезда в метро надо сдать 24 бутылки. Бонусами можно воспользоваться и в наземном транспорте.
На фото: фандомат в метро, г.Стамбул
А в Сурабае — втором по величине городе Индонезии — можно рассчитаться тарой за проезд прямо в автобусе. За 10 пластиковых стаканов или 5 бутылок можно кататься по городу в течение двух часов. В среднем один автобус ежедневно собирает 250 кг пластика.
На фото: автобус Suroboyo bus в городе Сурабае
Проект «проезд за пластик» был запущен в Сурабае в апреле 2018 года и приобрёл большую популярность среди жителей. Администрация города надеется, что новый проект поможет достижению конечной цели — к 2020 году свести количество пластиковых отходов к нулю. В настоящее время пластик составляет 15% всех городских отходов. И это будет колоссальным успехом, особенно если учесть, что Индонезия — четвертая по численности населения страна в мире — стоит на втором месте (после Китая) по объемам загрязнения океана пластиком.