В США изобрели наклейки, которые помогают сохранить фрукты свежими в течение двух недель. Созревание фруктов замедляется за счет специального покрытия стикеров. Оно состоит из пчелиного воска и других природных ингредиентов. Благодаря специальной формуле, соединения взаимодействуют друг с другом, создавая защитный слой вокруг фрукта.
Разработка уже получила статус безопасной в соответствии с требованиями FDA (Управление США по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов). Стикеры можно использовать для хранения авокадо, яблок, персиков, киви, манго, апельсинов и других фруктов.
Согласно проведенным исследованиям, наклейки Stixfresh могут увеличить срок хранения фруктов в два раза. По словам авторов разработки, таким образом в компании планируют бороться с большим количеством пищевых отходов.
более 1,3 млрд тонн пищевых продуктов
(доклад исследовательской компании Metabolic)
производимой в мире
(по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН)
Наибольшее количество продуктов выбрасывают жители Европы и Северной Америки. Нередко еда портится еще до того, как дойдёт до потребителей — на складах и базах, в магазинах, при транспортировке.
При этом, как отмечают экологи, сейчас для выращивания агрокультур используется уже более половины всех территорий планеты, пригодных для этих целей. А любовь человечества к морепродуктам способствует резкому сокращению популяции многих видов рыб.
Проблема и в том, сколько ресурсов использовано для выращивания, производства и последующей утилизации всей этой еды.
Примерный «углеродный след» от этих отходов — 3,3 миллиарда тонн эквивалента диоксида углерода. А количество воды, потраченной на выкинутую еду, равно трем Женевским озерам.
Почему количество этих отходов настолько велико?
Зимой 2016 года участники группы американских исследователей надели защитные маски, респираторы, перчатки и в прямом смысле окунулись в мусорные баки жителей США. Они вручную перебирали содержимое контейнеров чтобы понять, какое количество еще пригодной в пищу еды каждый день отправляется в канализацию.
К эксперименту они подключили более 1500 человек из Денвера, Нью-Йорка и Нэшвилла, проанализировав содержимое мусорных баков 277 жилых домов.
Для исследования инженеры-экологи разделили всю еду из мусорных баков на три категории: съедобные отходы, полусъедобные отходы (кожура и огрызки) и несъедобные (косточки, яичная скорлупа, раковины моллюсков).
Денверцы выбрасывали самое большое количество съедобных отходов (первая категория) — около 3,5 кг на один дом в неделю, ньюйоркцы — 2,5 кг, а жители Нэшвилла — 2 кг. Среди всех трех городов, кофе и зерна были самым распространенным видом отходов в баке, затем шла банановая кожура и куриные кости. Яблоки, хлеб, апельсины и картофель также вошли в топ списка, наравне со списанными молочными продуктами.
В своих отчетах горожане указывали, по какой причине они выбрасывают те или иные продукты.
- 44% респондентов написали, что они выкидывают несъедобную (третью категорию) категорию продуктов
- 20% отправляют в мусорный бак испорченную или заплесневелую еду
- 11% заявили, что не хотят оставлять в холодильнике остатки еды, пусть даже пригодной к употреблению
- Лишь 4% американцев указали, что выбрасывают еду только потому, что у нее прошел срок годности, указанный на упаковке.
Отчеты дали исследователям необходимую информацию об отношении жителей городов к еде.
- Большинство опрошенных предпочитает есть «идеальные» фрукты и овощи — без пятен и вмятин
- Более половины респондентов сказали, что они всегда или почти всегда вырезают испорченную часть и употребляют в пищу оставшуюся мякоть
- Лишь единицы написали, что они морально не готовы выбрасывать еду
- 58% заявили, что меньше чувствуют вину по поводу того, что выбрасывают еду, потому что знают, что она будет переработана в компост.
Ученым удалось выявить странную закономерность: чем больше респонденты участвовали в программе переработки отходов в компост, тем больше отходов появлялось в городе.
Как перестать выбрасывать еду?
Ну или хотя бы уменьшить это количество?
- Перед походом в магазин составляйте список продуктов и строго следуйте ему. Список помогает не тратить деньги на спонтанные и ненужные покупки и продукты.
- Перед походом в магазин проведите ревизию того, что есть в доме (в холодильнике, морозильнике, шкафах, кладовке и пр.) Так вы не купите те продукты, которые у вас есть.
- Более продвинутый прием — составить меню семьи на неделю и, исходя из него, составить список продуктов. Это не только сэкономит много денег, но и поможет не думать каждый день «Что же приготовить сегодня?»
- Не ходите в магазин голодными. Согласно исследованиям, расходы сытых людей в магазине могут быть до 50% ниже, чем расходы голодных. Но, что более интересно, голодные люди покупают на 60% больше других товаров, не являющихся едой.
- Смотрите срок годности продуктов. Очень часто на одних и тех же полках можно найти один и тот же продукт с разными сроками годности. Для многих продуктов (молоко, мясо, рыба и т.д.) 2-3 дня имеют огромное значение.
- Большую часть продуктов можно заморозить. Вы сможете использовать, например, фрукты или ягоды из морозилки зимой.
- В холодильнике ставьте новые продукты позади старых.
- Правильно распределяйте продукты в холодильнике. Оптимальная температура хранения продуктов — от 0 до 5 градусов. На нижних полках температура ниже, чем на верхних. Самое теплое место — полки в дверце. Раскладывайте более быстропортящиеся продукты (молоко, яйца, рыбу, мясо) на нижние полки, а готовую еду и полуфабрикаты — на верхние и боковые полки.
- Некоторые продукты лучше вообще не хранить в холодильнике. Например, бананы, картофель, лук.
- Некоторые овощи нужно хранить влажными. Брокколи, сельдерей, зелень можно опрыскивать водой, тогда они дольше останутся свежими и не вялыми.
- Большинство продуктов хранятся лучше и дольше в вакуумной упаковке или в плотно закрытых пакетах и контейнерах.
- Из портящихся фруктов и овощей можно делать смузи. В блендере легко перемолоть потемневшие бананы, засахарившиеся груши, подсохшие апельсины — это питательно, полезно и вкусно.
- Срок годности продуктов всегда указывается с запасом. Большая часть продуктов по-прежнему съедобна в течение нескольких дней после окончания срока давности.
- Используйте в начале недели самые быстропортящиеся продукты. Не давайте им шанс испортиться.
- В конце недели готовьте блюда типа «Готовлю-из-того-что-осталось-в-холодильнике». Такие блюда, как салаты, рагу, супы можно приготовить почти из чего угодно, не дав продуктам испортиться.
- Используйте тарелки меньшего размера. Если порции вам мало, просто возьмите добавку. Кстати, этот прием активно применяют для похудания (без походов за добавками конечно).
Но это всё касается дома. А как быть ресторанам и столовым или супермаркетам?
Студенты одного из финских университетов разработали мобильное приложение, с помощью которого учащиеся могут заранее оповещать работников студенческой или школьной столовой о том, сколько человек придет на обед. Приложение было разработано в рамках проекта «Региональные зеленые инновации». Его можно использовать как на смартфонах, так и на компьютере. Вход в мобильное приложение происходит анонимно. Учащиеся видят меню на неделю и могут заранее объявить, в какой день они собираются приходить в столовую, а также выбрать вегетарианский или обычный вариант меню.
А Франция стала первой в мире страной, законодательно запретившей супермаркетам выбрасывать еду. Французский сенат единогласно принял новый законопроект, согласно которому уже с 5 февраля крупным магазинам будет запрещено выбрасывать продукты, у которых вскоре истечет срок годности. Вместо этого продукты будут передавать благотворительным организациям, которые распределяют их между нуждающимися людьми.
В законе также прописано наказание для супермаркетов за намеренное уничтожение пищи. Многие магазины сознательно портили продукты, чтобы сделать их непригодными для употребления в пищу безработными и бездомными людьми, которые собираются возле складов.
Куда же это всё девать?
Фудшеринг — это экологическое движение, которое набирает популярность во всём мире. Зародилось оно в Германии, и его основная задача — сократить выброс неиспользованной еды. Одним из толчков к созданию платформы, помогающей сократить расход продуктов, стал документальный фильм Валентина Терна «Вкус отходов», в котором режиссер показывает масштаб утилизации пригодных к пище продуктов и размышляет на тему того, как можно эту проблему решить. В 2012 году совместно с небольшой группой студентов режиссер запустил платформу foodsharing.de, которая позволяет людям и крупным компаниям делиться едой.
Главное для фудшеринга — это не дать еде пропасть, а будет ли её есть нуждающийся, бездомный, обычная семья или рядовой студент — не так важно. На немецкой страничке фудшеринга в Facebook боле 100 тысяч лайков, всё больше людей готовы делиться несъеденной едой, помогать другим и есть неиспользованные продукты.
В России фудшеринг тоже набирает популярность. В сети «ВКонтакте» около 600 таких групп. Например, в одной из них — «Фудшеринг. Отдам даром еду» — количество участников близится к 40 тысячам. Тут отдают и по несколько багетов, и по две пачки ряженки, и даже свежие помидоры килограммами: «брать можно бесплатно, сколько влезет, потом поделитесь лишним в группе».
Волонтёры сами устанавливают правила своих групп. Обычно продукты забирают на основании устных договоренностей, при этом организации сначала списывают продукты, и только потом отдают их. Большая часть продуктов, которые потенциально могут быть испорченными, — это овощи и фрукты. Они часто нуждаются в сортировке, обрезке, переработке. Повреждения на таких продуктах легко видны на глаз и не представляют опасности. По словам волонтёров, если у организации списываются продукты группы риска (мясо, рыба, молочные продукты), в безопасности которых они не уверены, они не соглашаются сотрудничать с фудшерингом, так как боятся допустить даже небольшой риск отравления.
А на Даниловском рынке (ставшем одним из модных мест в столице) даже прошло мероприятие «Смена Food Waste». Московские шеф-повара собрались, чтобы спасти продукты, которые не доживут до завтра, и приготовили ужин для посетителей рынка.
По материалам gazeta.ru, the-village.ru, yle.fi, moneypapa.ru, sobaka.ru, recyclemag.ru