Переход на электрокары: плюсы и минусы

15 сентября 2023 . 10:21

Индустрия электрических автомобилей — одна из самых перспективных и активно развивающихся во всем мире. В последние годы производство электрокаров значительно выросло, и все больше компаний вкладывают средства в исследования и разработку новых технологий. Причина такого интереса — стремление снизить выбросы СО2 и перейти на экологически чистый вид транспорта. Расскажем, в каких странах популярны электрокары и действительно ли они оправдывают ожидание экоактивистов?

Согласно анализу Bloomberg Green, за последние несколько лет рынку автокаров удалось справиться с критическим переломным моментом — достичь 5% продаж новых автомобилей в 19 странах по всему миру. К их числу относятся США, Китай и большая часть стран Западной Европы. Преодоление этого порога, по мнению экспертов, сигнализирует о начале массового принятия потребителями электрокаров. Недавно к списку присоединились еще 5 стран — это Канада, Австралия, Испания, Таиланд и Венгрия.

Всего за 4 года спрос на электрокары возрос с 5% до 25%!

В США положительный сдвиг в продажах электромобилей пришелся на конец 2021 года — это относительно поздно для страны с большой покупательной способностью. Все дело в том, что американцы проводят уйму времени в своих автомобилях, и водители настаивали на большем запасе хода, чем в предложенных ранее моделях. Пикапы и большие внедорожники, которые составляют более половины рынка Штатов, также медленно переходили на электричество из-за огромных потребностей в батареях.

Но сегодня ситуация изменилась: продажи электромобилей быстро растут — они увеличились на 42% во втором квартале 2023 года по сравнению с тем же периодом год назад. Но и это еще не предел, поскольку компания Tesla Inc., крупнейший в мире производитель электромобилей, вот-вот запустит свой нашумевший пикап Cybertruck.

Второй по величине рынок производства и продаж электрокаров — это Китай. В числе передовых китайских компаний-лидеров сегмента представлены BYD, NIO и Geely, все они активно развивают и производят электроавтомобили для местного и международного рынка.

На горизонте намечается переломный момент для Индии, третьего по величине автомобильного рынка после Китая и США. Здесь электромобили составили 3% от продаж новых машин в прошлом квартале, удвоив их всего за шесть месяцев. Доморощенные индийские автопроизводители вкладывают значительные средства в электрификацию.

Еще одна страна, полюбившая электрокары, — это Норвегия. Здесь для владельцев экомобилей даже предлагают различные льготы и стимулы, что делает их более привлекательными для потребителей. Компании, такие как Tesla, Nissan и BMW, имеют значительную долю рынка в Норвегии. Правда, эксперты предсказывают что после достижения норвежцами 80% продаж рост новых автомобилей существенно снизится.

А что с гибридами?

Приведенный выше анализ касается транспортных средств, которые работают только на батареях. Но некоторые страны, в первую очередь в Европе, быстрее и охотнее приняли так называемые подключаемые гибриды. У них батареи гораздо меньше, и работают они и на топливе, и на электричестве. Но в отличие от электрокаров не требуют зарядки. Вместе с гибридами за 2022 год в мире было продано более 10 миллионов подключаемых автомобилей. Согласно прогнозам BloombergNEF, эта цифра может вырасти в три раза к 2027 году.

Однако с гибридами не все так просто. Поскольку они не требуют такого же уровня инфраструктуры и обязательств от потребителей, как обычные электромобили, ранний этап их принятия может быть более неустойчивым и полным ложных запусков. Специалисты опасаются, что новая гибридная модель популярного автомобиля может увеличить лишь долю плагинов, не изменяя в целом потребительских предпочтений.

Глобальный переход на электромобили неизбежен?

На данный момент 90% мировых продаж электромобилей приходится на США, Китай и Европу. Это означает, что страны, ответственные за треть продаж автомобилей по всему миру, еще не прошли переломный момент. Только четыре из 20 самых густонаселенных стран сделали поворот. Даже если спрос продолжит увеличиваться, пока неясно, смогут ли шахтеры добывать в том же темпе критически важные материалы для аккумуляторов.

Тем не менее, растущее число электромобилей на дорогах напрямую влияет на снижающийся спрос на нефть — более чем на 1,5 миллиона баррелей нефти в день! Варианты с батарейным питанием становятся конкурентоспособными двигателям внутреннего сгорания во многих категориях, и каждый новый сегмент сужает рынок будущих продаж нефти. Мировые продажи автомобилей, работающих на нефти, достигли пика шесть лет назад, и переход на аккумуляторные батареи продолжает ускоряться.


Фото: электромобили Zeekr компании Geely Automobile Holdings. Блумберг

Электрокары: опыт России

В России развитие индустрии электромобилей началось сравнительно недавно, но уже можно наблюдать некоторые положительные изменения. Так, в нашей стране государство предоставляет различные льготы и субсидии для покупки электрокаров, что стимулирует их использование.

Кроме того, значительно увеличилось число зарядных станций: в крупных городах появляются новые, а также строятся маршруты быстрой зарядки на дальних автодорогах.

Стали появляться производители отечественных электрокаров: например, компания «АвтоВАЗ» выпускает электромобиль LADA Vesta EV, а также планирует запустить производство других моделей.

Компания «РТ-Инвест» недавно также успешно протестировала отечественный электрический мусоровоз «АВТОБАУ», который предназначен для работы в плотной городской застройке и дворах. Немаловажно отметить, что

запас хода у этой машины — до 400 км, она способна работать весь день без подзарядки,

а ночью (за 7 часов) заряжаться до 100%. В будущем компания планирует закупку серии электрической спецтехники для обслуживания жителей Подмосковья.

В целом, индустрия электроавтомобилей в России находится на стадии активного развития, по мнению специалистов, в ближайшие годы она будет продолжать расти.

Всего в России зарегистрировано 32,7 тысяч электромобилей, среди которых 21,4% приходится на гибриды.

Плюсы и минусы перехода на электроавтомобили

Безусловно, электрокары не решат всех проблем, связанных с использованием автомобилей, но у них есть ряд существенных экологических преимуществ перед транспортом с двигателями внутреннего сгорания.

Межправительственная группа по изменению климата (МГЭИК) заявила, что у электромобилей меньше выбросов парниковых газов, чем у обычных автомобилей.

Эксперты считают, что электромобили не только не выбрасывают вредные вещества в атмосферу и не загрязняют окружающую среду, но и позволяют сэкономить деньги на топливе. Во многих странах эксплуатация электромобилей по-прежнему намного дешевле, чем бензиновых автомобилей.

Еще одним очевидным преимуществом перехода на электрический транспорт является более низкий эксплуатационный расход: электромобили требуют меньше времени на обслуживание и ремонт, так как у них нет такого количества подвижных частей, как у обычных авто.

Следующий плюс — для любителей тишины и покоя: электромобили работают без шума двигателя, что делает поездки более тихими и комфортными.

Но помимо сторонников перехода на электрические средства есть и немало критиков. Среди главных отрицательных сторон электрокаров они отмечают, во-первых, их ограниченную дальность хода на одной зарядке, что может быть неудобно для дальних поездок.

Во-вторых, крайне долгое время зарядки, особенно при использовании обычных розеток. Быстрая зарядка доступна только на специальных станциях. Но и тут не все гладко — пока что инфраструктура зарядных станций весьма ограничена: в некоторых регионах наблюдается явный недостаток зарядных станций, что опять-таки ограничивает возможности передвижений.

Для многих людей существенным недостатком является высокая стоимость покупки — электромобили обычно стоят намного дороже, чем обычная машина с двигателем внутреннего сгорания, из-за высокой стоимости батарей и технологий.

Ну и наконец, один из самых важных аргументов критиков — возможные проблемы с экологической утилизацией литий-ионных батарей в будущем. Дело в том, что эти батареи весьма тяжелы, для их изготовления требуется огромное количество энергии, и, по оценкам, их срок службы не превышает всего 10 лет. При неправильном хранении они способны привести к масштабным загрязнениям окружающей среды.

Так или иначе, не существует единого верного решения сложившейся проблемы. Однако справедливости ради следует отметить, что несмотря на все неоднозначные нюансы, уже сейчас электромобили сокращают выбросы, вызывающие потепление планеты, на две трети в течение жизненного цикла по сравнению с бензиновыми автомобилями — и пока не придумали более экологически чистую альтернативу, их широкое использование существенно для достижения глобальных климатических целей.

По материалам: bloomberg.com, theguardian.com, carbonbrief.org

Читать далее
Три буквы российской...

С 1919 года «ЗиО-Подольск» производит энергетическое оборудование для важнейших предприятий страны, с 1919 года продукция «ЗиО-Подольск» — это знак качества.

20 Апреля 2018
Кто и почему закрывает...

Власти Мадрида приняли решение закрыть старейший мусоросжигательный завод Valdemingómez. Сделать они это планируют к 2025 году и называют этот шаг ключевым в улучшении управления отходами.

04 Октября 2018
Что ждет Подмосковье с 1...

Генеральный директор компании РТ-Инвест Андрей Шипелов в интервью Первому подмосковному радио рассказал о предстоящем с 1 января переходе на раздельный сбор мусора. Как к этому готовится компания,...

08 Октября 2018
Сообщение