Норвегия: проект «Longship»

Колонка редактора

14 октября 2021 . 10:19

Проекты по сокращению СО2, направленные на борьбу с глобальным потеплением, неизбежно влекут за собой фундаментальные изменения во всех сферах жизни и становятся двигателями технологического прогресса, в том числе в сфере управления отходами. Так, Норвегия планирует уже к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 50%. Рассмотрим подробнее амбициозные технологии норгов под общим названием Longship.

Проект Longship по улавливанию и хранению углекислого газа (CCS)


Longship — один из первых промышленных проектов по улавливанию и хранению углекислого газа, в котором разработана инфраструктура открытого доступа. Его цель — создать условия для хранения значительных объемов СО2 со всего европейского континента. Норвежцы надеются, что Longship выведет их страну на передовые позиции по решению климатических проблем на планете.

В переводе Longship означает «длинный корабль». И здесь норвежцы опираются на историческое прошлое своих предков — викингов. В давние времена отважные викинги завоевывали северные морские просторы благодаря своим необычным гребным кораблям — баркасам — длинным, легким и гладким, рассчитанным на скорость и маневренность. Баркасы непременно были при каждом военном судне. На них осуществлялась перевозка людей и грузов, питьевой воды и провизии.

И вот спустя сотни лет современные норвежцы выводят на европейские моря технологию Longship, призванную помочь в решении климатического вопроса — самой серьезной на сегодняшний день проблемы человечества. Если викингам удалось покорить моря на своих длинных кораблях еще в средние века, то теперь ожидается, что их потомки достигнут новых высот на пути к устойчивому развитию.

Проект подразумевает улавливание СО2 от завода «Энергия из отходов» в Осло и транспортировку его на корабле к норвежскому континентальному шельфу для постоянного хранения в специальных резервуарах на глубине 3 тысячи метров ниже морского дна.

Система обращения с отходами также является одним из приоритетных направлений в Осло в рамках генерального плана по сокращению выбросов парниковых газов. Используя циркуляционный подход, город намеревается сократить образование коммунальных отходов и увеличить их переработку как минимум до 65% к 2030 году.

А заводы по преобразованию отходов в энергию становятся частью амбициозной климатической стратегии Longship. Они перерабатывают «хвосты», генерируя электроэнергию и тепло, а специальная установка улавливает до 90% образующегося СО2, предотвращая его попадание в атмосферу. Но это еще не все: поскольку около 50% углекислого газа на заводах по энергоутилизации имеют биогенное происхождение, установка по улавливанию СО2 превратит завод в предприятие

с отрицательными выбросами!

Распространение этих технологий на весь европейский сектор поможет ЕС безотлагательно реализовать свои амбиции по достижению углеродной нейтральности к 2050 году. Норвегия, несомненно, будет занимать в этом лидирующую позицию.

Премьер-министр Норвегии Эльза Сольберг: «Чтобы Longship стал успешным климатическим проектом будущего, другие страны также должны начать использовать эту технологию».

Улавливание СО2: история успеха на заводе Fortum Oslo Varme


Завод по энергоутилизации отходов Fortum Oslo Varme в Осло может стать одним из первых в мире, удаляющих значительное количество СО2 из углеродного цикла.

Комментарий редактора: Fortum Oslo Varme принадлежит финской энергетической компании Fortum и городу Осло. Fortum — ведущая компания в области экологически чистой энергии, предоставляющая своим клиентам также интеллектуальные решения для повышения эффективности использования ресурсов. Проект по улавливанию СО2 прочно укоренился в стратегии Fortum по построению более чистого мира.

Сегодня предприятие вырабатывает тепло и электричество за счет сжигания отходов и является одним из главных источников выбросов углекислого газа в Осло. Благодаря финансовой поддержке Инновационного фонда ЕС норвежская столица в скором будущем справится с этой проблемой — путем установки специальных устройств, которые будут «охотиться» за углекислым газом и собирать его в танкеры. Это позволит «перехватывать» вредные выбросы до того, как они попадут в атмосферу и внесут свой «вклад» в глобальное потепление.

Завод уже успешно осуществил пилотный запуск проекта по улавливанию СО2. Эксперимент показал феноменальный результат —

эффективность захвата составила более 90%!
Это означает, что в перспективе завод сможет улавливать 400 000 тонн выбросов парниковых газов ежегодно.

Фотография: Einar Aslaksen

Комментарий редактора: В конце 2020 года Инновационный фонд ЕС запустил программу финансирования проектов по улавливанию СО2 в энергоемких отраслях. В общей сложности Фонд готов выделить на это 1 миллиард евро. Только за прошлый год поступило 311 заявок от желающих со всей Европы, но лишь 70 из них были одобрены. Одним из счастливчиков стал норвежский завод Fortum Oslo Varme.

Раймонд Йохансен, мэр Осло: «Одна из моих самых больших амбиций как мэра Осло — показать другим городам Европы на примере нашего завода Fortum Oslo Varme, как можно сократить выбросы углекислого газа, одновременно решая проблемы с отходами. В перспективе выбросы СО2 в Осло могут уменьшиться на 95%. А сам проект Longship станет первым шагом на пути к масштабированию подобных современных технологий на заводах „Энергия из отходов“. Тем самым мы внесем свой вклад в борьбу с изменениями климата на планете. Необходимо понимать, что энергоутилизация отходов и улавливание вредных выбросов в рамках комплексного подхода являются необходимым звеном в борьбе с глобальным потеплением. К сожалению, до 25% европейских отходов так или иначе будут отправляться на свалки — а это приводит к гораздо большему выбросу СО2».

Эксперимент по улавливанию углекислого газа на заводе Fortum Oslo Varme разрабатывался годами и стал частью полномасштабного проекта под названием «Longship». В будущем Fortum Oslo Varme может внести бесценный вклад в европейскую промышленность в целом, включая 450 заводов по переработке отходов в энергию. На данном этапе Норвегия готова взять на себя расходы по транспортировке и складированию — а это 2/3 проекта (~600 млн евро). Оставшиеся средства обещал профинансировать Евросоюз. Если запрошенное финансирование (~300 млн евро) будет одобрено Еврокомиссией, завод введут в эксплуатацию уже в 2026 году.

На фото: завод Fortum Oslo Varme, г Осло, Норвегия

С небес — на землю: как «выловленный» углекислый газ закачают в недра?


Норвегия верит, что она сможет продолжить свое полувековое наследие транспортировки ископаемого газа с Северного моря в Европу , сделав то же самое в обратном направлении для выбросов СО2. В рамках проекта планируется отгружать жидкий углекислый газ в танкерах на береговой терминал недалеко от Бергена (западное побережье Норвегии). Оттуда сжиженный СО2 будет транспортироваться по трубопроводу к месту хранения — глубоко под дном Северного моря, где он и будет находиться постоянно.

«Наша богатая страна, зависящая от нефти и газа, просто обязана разработать технологии улавливания и хранения углекислого газа, чтобы затем сделать их более доступными для остальной Европы. Это будет наша плата за использование природных ресурсов», — считает мэр Осло Йохансен.

По материалам: thebeautyinthebeast.eu, theguardian.com, ccsnorway.com, regjeringen.no, fortum.com

Читать далее
Откуда берётся бензапирен, и...

Важнейший вопрос сегодняшнего дня - химическая безопасность при переработке отходов. Обычно люди говорят о выделяемых бензапирене, диоксинах и фуранах. Что это такое, откуда берутся эти соединения, образуются ли они только при переработке отходов и как от них уберечься?

20 Сентября 2018
Ломаем стереотипы

С 1 января за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) в Московской области станут отвечать региональные операторы. Вместе с тем, по новым экологическим стандартам во всем регионе будут организованы...

24 Октября 2018
Когда Россия утонет в отходах?

Валерий Петросян - доктор химических наук, заслуженный профессор МГУ, эксперт ООН по химической безопасности и заместитель генерального директора компании РТ-Инвест по средам в прямом эфире отвечает...

10 Сентября 2018
Сообщение