С 1 января за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) в Московской области станут отвечать региональные операторы. Вместе с тем, по новым экологическим стандартам во всем регионе будут организованы раздельный сбор и комплексная переработка отходов. И хотя острота проблемы с мусором в последнее время снята, всех нас, потребителей, ожидает еще один своего рода стресс — «перенастройка» кухонного ведра на отдельные объемы, поскольку новые правила сбора отходов касаются не только возчиков, но и каждого, кто выносит мусор за порог своего дома. Чем отличается новый порядок сбора и вывоза ТКО от прежнего, рассказывает генеральный директор «Управляющей компании «Региональный оператор» Игорь Пикалов.
— Игорь Юрьевич, ваша организация первым делом включилась в процесс реформы по обращению с отходами. Жители хотят с вами познакомиться!
— Наша компания является единоличным исполнительным органом у трех региональных операторов — это Рузский региональный оператор, Каширский и Сергиево-Посадский. Как раз последний из них обслуживает северо-восток региона, включая Пушкинский район, — это очень большая территория с населением порядка 1,2 миллиона человек. И объем отходов тоже до 1 миллиона тонн в год.
Все регоператоры имеют отношение к компании «РТ-Инвест», которая создана при участии государственной корпорации «Ростех». В этой отрасли работаем давно. Только на территории Казани — уже порядка пяти лет. В 2015 году выиграли госконтракт на обслуживание северо-запада Москвы, обеспечиваем услугой порядка 1 миллиона человек. Сегодня по всей стране меняется порядок обращения с отходами. И мы принимаем в этом самое непосредственное участие.
— Что изменится с января во всей технологической цепочке обращения с ТКО?
— Раньше за сбор отходов отвечала управляющая компания, она нанимала отдельных возчиков, их задача была отходы вывезти и разместить на полигоне. Но такой подход привел к тому, что по факту вся технологическая цепочка утилизации потребительских отходов была разорвана. Сейчас пришло понимание, что обращение с отходами, точно так же как энергетика, поставки газа или тепла, должно работать как единый комплекс. Поэтому на конкурсе был выбран региональный оператор, который будет отвечать за все — от сбора, транспортировки, обработки, до обезвреживания и размещения ТКО на объектах — так называемых комплексах по обращению с отходами. Это первое изменение, которое произойдет с 1 января. Второе — услуга стала коммунальной, а не жилищной. Для потребителя это означает, что вывоз отходов исключается из платы за содержание жилого помещения. Для нас — что будем работать по тарифам. Однако цифры взяты не с потолка. Свои затраты мы защищаем в тарифном органе, где проверяют и устанавливают стоимость услуги. Этот тариф будет общим — единым для всех на территории кластера.
Третья особенность заключается в том, что вводится раздельный сбор отходов. И еще мы, как компания, становимся организацией коммунального комплекса. Что стоит за этим? То, что мы должны быть открытыми не только для проверяющих органов, но и для населения, и для организаций, которые потребляют наши услуги. С точки зрения того, что мы делаем, за какие деньги и на что их тратим. Это еще одна особенность, которая тоже с 1 января вступает в действие.
Каждому контейнеру — свое
— В чем заключается раздельный сбор отходов?
— На контейнерной площадке появятся два вида контейнеров: сетчатый, синего цвета, и обычный серый евроконтейнер. Один из них предназначен для чистых отходов — пластик, бумага, металл, стекло, упаковочные материалы, которые станем вывозить по мере накопления, другой — для так называемой органики, за ней приезжают каждый день. Это делается для того, чтобы из потока отходов максимально выбрать полезные фракции, из которых можно изготовить что-то пригодное в быту или народном хозяйстве. Каждый вид отходов вывозят разные, покрашенные в соответственный цвет мусоровозы. Ведь раздельный сбор — это не только раздельные контейнеры, это и раздельный вывоз, чтобы потоки не перемешивались, и последующая выборка на сортировочных комплексах. Только тогда мы получим результаты, которые требует от нас на начальном этапе правительство региона — чтобы процент выборки полезных фракций был не меньше 20 процентов. Сейчас он на уровне 5-7 процентов.
— Но избавит ли эта мера мусорные площадки от перенакопления, в том числе сезонного?
— Перенакопление бывает, когда управляющая компания, изначально заказывая услугу, неправильно рассчитала необходимый объем. В данном случае проблема лежит на плечах управляющей организации, ведь есть нормативы, они всем известны, и под примерный объем отходов выставляется определенное количество емкостей. Кстати, все, что в процессе загрузки выпало из контейнера, мы обязаны подобрать. Что же касается содержания контейнерной площадки, за порядок вокруг нее и соответствие нормам СанПиНа отвечает управляющая компания. Более того, раздельный сбор может быть эффективно организован там, где УК реконструирует свои площадки, поскольку количество контейнеров увеличится, появятся емкости под раздельный сбор.
— А как быть с недобросовестными торговцами? Договор на вывоз мусора не заключают и заваливают доверху контейнеры упаковкой от товаров...
— Этим грешат, скорее, не крупные торговые сети, а мелкие предприниматели с первых этажей, которые не оплачивают вывоз отходов, но складируют их в ближайших контейнерах жилого фонда. Однако сейчас приняты нормативы, и ни одна коммерческая организация, ни одна управляющая компания, ни один торговый центр — ни с кем не вправе заключить договор, кроме как с региональным оператором. Соответственно, будем спрашивать у коммерсантов договоры, заключенные по утвержденным нормативам. Поэтому есть смысл установить отдельный контейнер или договориться с УК о складировании отходов на контейнерной площадке в объеме, соответствующем нормативам, и потом за это платить. Каждый, будь то кинотеатр, кафе, парикмахерская, и даже кладбище, обязан платить по нормативу за вывоз отходов.
Научимся — проблема уйдет
— Что делать с крупногабаритным мусором? Обычно как бывает? Кто-то вынес на помойку старый телевизор, к нему потом подтащили довесок — ветки, строительный мусор, и «до кучи» туда летят пакеты с мусором...
— Вывоз КГМ (он составляет примерно 1/5 часть отходов) осуществляется отдельным потоком. Под него есть специальные бункеры и бункеровозы, которые доставляют эти фракции на площадку размещения, а там уже с помощью шредеров перемалывают в более мелкую фракцию, чтобы использовать затем в качестве инертного материала для присыпки на объектах размещения ТКО, либо помещают на площадках.
— Выходит, оператор вывозит вместе с КГМ и те отходы, которые к нему не относятся?
— В услугу регионального оператора не входит вывоз строительных отходов, как и вывоз опасных отходов, шин, смета, который сейчас как раз появляется на площадках. Под эти виды отходов УК заказывают отдельный, специализированный вывоз, чтобы не перемешивать с ТКО. Это отдельный рыночный сегмент. Но чаще всего они так не делают. И здесь также нужно наводить порядок.
— Наводить порядок, как говорится, сначала в головах потребителей? А ведь не каждый из них понимает глубину проблемы.
— Это очень важный вопрос. Здесь нужна просветительская работа, если хотите. И она будет организована в регионе, начиная со школьных уроков, с разъяснения подрастающему поколению, с воспитания культуры быта. Раздельный сбор — дело обыденное. Мы не должны воспринимать отходы как что-то неприятное, позорное. Это наша жизнь.
Раздельный сбор ТКО — своего рода эксперимент и экзамен на умение жить цивилизованно. Есть стереотипы, привычки, есть, в конце концов, мусоропроводы, которые не позволяют сортировать ТКО. Мы не рассчитываем на чудеса. Но, тем не менее, заметны подвижки. Уверен, что потихоньку будем прививать населению привычку культурного обращения с отходами нашей жизнедеятельности. Научимся — проблема уйдет на второй план.
Частный сектор и тарифы
— Как будет осуществляться сбор отходов в частном секторе?
— Есть много инструментов работы с частным сектором. Например, так называемая система мешочного сбора. Есть система аренды контейнеров. А еще, если позволяет логистика, можно ставить бункер на проходное место, чтобы люди бросали туда пакеты по пути на автобусную остановку, допустим.
Сейчас мы выходим на частный сектор, на УК, ТСЖ, ТОСы, стараемся эту тему обсудить и предложить удобный вариант взаимодействия. Что касается заключения договоров, то это можно сделать либо непосредственно с нами, с нашей УК, в наших офисах, либо через ЕИРКЦ, либо через систему «Мои документы», доступны услуги через Интернет. Мы создаем довольно удобную и простую систему оформления договоров, чтобы населению было понятно, удобно, а нам — результативно.
— Скажется ли на тарифах неумение потребителя разделять мусор на первых порах, или, напротив, готовность стать в этом деле отличником?
— В принципе за чистые, разделенные отходы должна платить сама компания, за то, что мы извлекаем из них полезные фракции. Но при одном условии, что правила сортировки на уровне жителя неукоснительно соблюдаются — стоит контейнер, и в нем только чистые отходы, которые сразу можно вести на переработку. Мы должны извлечь пользу за счет каких-то производственно-технических решений, а не за счет населения и районного бюджета. Мы должны отобрать 20 процентов полезных фракций из сортированных отходов, привезти на производство, где из вторсырья сделают какие-то пленки, банальные тазы, часть полезных фракций уйдет в жилое строительство, другая — в дорожное. Реализуешь на рынке — получаешь выгоду. Поэтому сумма, которую, предположительно мы заработаем на вторсырье, вычитается из тарифа на услугу для населения. В дальнейшем, если стоимость услуги и подрастет, то не выше установленного в регионе предельного индекса изменения оплаты за услуги ЖКХ.
Однако чтобы добиться эффективного обращения отходов, должен быть общий интерес, а еще — встречный отклик, со стороны самих жителей, и мы его чувствуем. Важна также большая предварительная работа, в которую включаются не только региональный оператор, но и управляющие организации, и органы местного самоуправления, и система образования, быть может, даже мотивационные федеральные программы.
Взамен устаревших полигонов
— На другом конце производственного конвейера по утилизации отходов стоит целая отрасль по переработке ТКО. Она готова к новой работе?
— С начала года в Сергиево-Посадском районе будет пущен в эксплуатацию мусороперерабатывающий комплекс, с общим объемом порядка 1 миллиона тонн в год и мощностью по размещению порядка 600 тысяч тонн. Будет действовать сортировка на 450 тысяч тонн ТКО.
При этом извлечение полезных фракций из всего входящего потока составит не менее 20 процентов, компостирования — не менее 30 процентов, а остальное — сухой, отработанный, или технический, грунт можно использовать, к примеру, на рекультивации строительных карьеров. «Сухой остаток» будет размещаться на площадке по обращению с отходами, а она в корне отличается от обычного полигона с навалами ТКО, которые лежат там десятилетиями и отравляют окружающую среду.
Современный комплекс по обращению с отходами представляет собой котлован, который выстлан геомембраной, не пропускающей влагу, там будут радиационные посты, система очистки возможного фильтрата и осадков до качества воды рыбохозяйственного назначения.
— По западной технологии?
— Мы работаем в рамках экологического законодательства, с использованием мирового опыта и отечественных адаптированных технологий, в том числе уникальных, исходя из потребительских потребностей и менталитета. Применяем отечественное оборудование, по конкурсу выбираем лучших подрядчиков. Плотно взаимодействуем с администрацией района, которая является модератором реформы.
— До конца года остается совсем немного. Успеем подготовиться к старту реформы?
— Все основное, с нашей стороны, для этого сделано. Наши комплексы по обращению с отходами прошли государственную экологическую экспертизу, и она подтвердила, что применяемая технология эффективна, экологична и безопасна. До конца месяца пройдем строительную экспертизу, с оценкой наших технических решений, и тогда уже смело можем их внедрять, закупать оборудование, монтировать и вводить в эксплуатацию.