Тема и главный вопрос — «Когда Россия утонет в своих отходах?» И вот неутешительный ответ: скоро, если ничего не изменится.
В России каждый человек производит в среднем 450 кг отходов в год. Всего — около 60 млн. тонн ТКО в год, более 7 млн. тонн приходится на московский регион. 96% отходов даже не захоранивается, а свозится на свалки, которые являются химическими бомбами замедленного действия.
В развитых странах захоранивается 4-5% от всех производимых отходов. При этом до 20% отходов в Бельгии и до 40% в Дании перерабатывается термически в электроэнергию. Швеция построила этих заводов так много, что они сегодня уже до 100% отходов перерабатывают в электроэнергию. Естественно, это касается тех отходов, которые невозможно переработать во вторичное сырье.
Почему бумага в советских магазинах была серой?
Не было знания, что серую бумагу можно отбелить с помощью молекулярного хлора — а ведь это боевое вещество, которое немецкая армия использовала против русской еще в Первую мировую войну, и погибли при этом очень много солдат и офицеров. Люди интуитивно были на том уровне знаний более экологичны и не использовали такое безумное количество оберток и упаковки как сейчас. Я недавно провел эксперимент, купив коробку конфет, в которой было 90 г шоколадных конфет, и потом взвесил обертки — бумагу, фольгу, полимеры разных типов. Оберток получилось в 2 раза больше, чем конфет — 180 г.
В Европе позакрывали заводы по переработке мусора, в США их количество сократили в 3 раза. Отказываться от них начали из-за ухудшения здоровья населения. Почему у нас хотят строить?
Эта проблема была осмыслена, от мусоросжигательных заводов отказываются. И у нас в России тоже. Так 10 лет назад отказались от планов построить 7 МСЗ вокруг МКАД, несмотря на то, что Германия продавала нам их по очень низкой цене — именно потому, что они были сняты там с функционирования как устаревшие. Сегодня речь идет о новейших заводах, которые используют современные технологии — разработки последних пяти лет. Благодаря кооперации японской фирмы Hitachi и швейцарских Zosen и Inova, были созданы принципиально новые технологии по переработке отходов в электроэнергию. Когда люди не знают об этих новейших научно-технических достижениях последних пяти лет, они ссылаются на так называемые мусоросжигательные заводы 30-летней давности, которые просто сжигали мусор.
Завод потребляет большое количество кислорода, при этом выделяет СО2 — парниковый газ. Значит, экология около заводов будет ухудшаться?
Диоксид углерода — не самый сильный парниковый газ по сравнению, например, с водяным паром или метаном. А ведь каждая молекула бензина, которая сжигается в двигателе автомобиля, разрушает 15 молекул кислорода в атмосфере. Это гораздо больше, чем разрушается при термической переработке отходов.
Почему не строить тогда в центре Москвы?
30 лет назад, увидев даже МСЗ, а не завод по переработке отходов в электроэнергию, в центре Цюриха, Вены и Токио — я удивлялся. Сегодня не удивляется ни один человек в мире. У нас в стране пока очень низкая экологическая грамотность и информированность людей. Поэтому, чтобы не будоражить население, пока заводы строят вне крупных мегаполисов. При этом слухи часто распространяют некомпетентные в этой проблеме люди. Пугающая информация часто вбрасывается нашими недругами. Полагаться надо на государственные экспертные комиссии, которые принимают от фирм эти заводы, участвуют в их постройке, запуске и контрольных проверках.
Зачем что-то сжигать, если все можно переработать во вторичные продукты?
Это утверждение, к сожалению, неверно. Переработать во вторичное сырье можно бумагу и картон, бой стекла, искажённый металл и пока только два пластика. А пластиков широко используется минимум 7. Поэтому отходы пластиковые — это очень серьезная проблема.
Куда пойдет токсичная зола и шлак?
Золы и шлака на новейших заводах образуется в сумме не больше 5% от первоначального объема отходов (3% золы и 2% шлака). Могу обрадовать — в Подмосковье строится первый завод по дальнейшей переработке образовавшихся этих 5 процентов золы и шлака в безопасные продукты, которые сегодня в Канаде, Великобритании, Китае, Японии используют при создании материалов для покрытия улиц, они признаны федеральными экспертными комиссиями в этих странах абсолютно безопасными.
МСЗ = онкология?
Люди напуганы старыми разговорами. Да, онкологические заболевания вызывают и полиядерные ароматические углеводороды (и в первую очередь самый канцерогенный из них — бензопирен), и диоксины, но заводы по переработке отходов в электроэнергию их не выделяют. Не курите, не ешьте приготовленные на мангалах, углях и дровах шашлыки, не пейте черный кофе и не ешьте жареный картофель. Будьте здоровы!