Китай: сомнительное лидерство

Колонка редактора

29 октября 2020 . 13:13

Китай охвачен модной лихорадкой. Продажи одежды бьют рекорды, обогнав даже США — недавнего лидера мирового рынка текстиля. Растущий средний класс скупает новые коллекции, без сожаления расставаясь со старыми. При этом ни секонд-хенды, ни переработка тканей практически не развиты. Чем это грозит Поднебесной и всему миру, пишет Bloomberg.

Подержанная обувь на заводе Baijingyu в Ханчжоу

Китайцы выбрасывают

26 миллионов тонн
вещей в год, из которых повторно используется или перерабатывается менее 1%. Носить одежду с чужого плеча там не принято, она считается негигиеничной и невезучей. Поэтому даже самые бедные слои населения предпочитают новые, пусть и очень дешевые вещи. А COVID-19 лишь усилил это предубеждение.

Неудивительно, что секонд-хендов в стране почти нет. И хотя повсюду стоят боксы для сбора одежды, их содержимое в основном продается за границу или пополняет местные свалки. Китайские малоимущие разбирают не более 15%.

Джейсон Фанг на складе благотворительной организации по сбору одежды

«Многие хотят, чтобы вся их одежда была подарена бедным китайским семьям, но это уже не очень реалистично. Еще несколько лет назад, если бы куртка была новой на 70%, ее бы взяли, но сегодня мне просто стыдно предлагать одежду нуждающимся, если она не на 90% новая», — говорит сотрудник благотворительной организации Джейсон Фанг.

Львиная доля поношенной китайской одежды отправляется в Африку. Причем часть вещей, по словам Фанга, сначала едет в Европу и США, и лишь потом на черный континент. Причина столь странного логистического решения проста — вещи из Америки африканцы покупают намного охотнее.

«Умный» пункт сбора отходов в Шанхае.

Долгое время отлаженная схема международной торговли б/у-одеждой работала как часы. Но с началом пандемии многое изменилось. Количество вещей, сданных в секонд-хенды и на благотворительность, заметно увеличилось. Оказавшись на самоизоляции, люди начали разбирать шкафы и избавляться от ненужного. А вот спрос на такую одежду резко упал. Из-за карантина многие страны сократили или вовсе приостановили закупки, да и у бедных слоев населения денег стало меньше. В итоге склады в странах-поставщиках начали трещать по швам.

«Мы достигли точки, когда наши склады полностью заполнены», — написал Антонио де Карвалью, глава английской компании по переработке текстиля Green World Recycling, поставщикам с просьбой снизить цену. Его компания скупает подержанные вещи у муниципалитетов и продает их за границу. По словам Антонио, с мая закупщики снизили стоимость одной тонны текстиля с 570 фунтов (726 долларов) до 400. Примерно столько же компания сама платит поставщикам.

Из-за падения цен в сложной ситуации оказались все: сборщики, переработчики, экспортеры и мелкие торговцы. Начались массовые сокращения сотрудников, а бизнес оказался на грани выживания.

Склад компании Baijingyu, торгующей подержанной одеждой

«Это не похоже ни на одну другую рецессию за столетие, — говорит Джеки Кинг, исполнительный директор американского торгового органа The Secondary Materials and Recycled Textiles Association (SMART). — Предполагаю, что ряд компаний будут разорены».

Банкротство компаний грозит настоящим хаосом в текстильной отрасли. С учетом растущего мирового потребления (за 15 лет — в два раза!) планета рискует погрязнуть в старом тряпье. К примеру, в Китае одежда практически не перерабатывается, а большинство из 654-х действующих полигонов уже переполнено. Ресурс самой крупной в стране свалки в Цзянцунгоу — размером с сотню футбольных полей — оказался исчерпан на 25 лет раньше, чем планировалось. При этом объемы производства продолжают расти.

Крупнейшая в Китае свалка Цзянцунгоу

Сегодня Китай является мировым лидером по количеству проданной одежды. Одних только футболок там шьется более 5 миллиардов в год! Бурный экономический рост породил платежеспособный средний класс, который и стал главным потребителем быстрой моды. Эта индустрия держится на частых продажах недорогого ширпотреба, подогреваемых рекламой, акциями и суперскидками. Текстильные концерны делают ставку на количество, а не на качество. Такие вещи быстро теряют внешний вид и актуальность и оказываются в мусорных корзинах.

Индустрия моды — второй в мире потребитель воды и несет ответственность за 10% выбросов углекислого газа — больше, чем все международные авиарейсы и морские перевозки вместе взятые. Об этом сообщила программа ООН по окружающей среде в марте 2019 года. Также подсчитано, что переработка 1 килограмма одежды экономит 3,6 кг CO2, 6000 литров воды и 0,3 кг химических удобрений по сравнению с изготовлением одежды из первичных ресурсов. Очевидно, что развитие технологий рециклинга вещей должно стать одним из приоритетов текстильной отрасли.

Сотрудники сортируют подержанную одежду на заводе Baijingyu в Ханчжоу

Первые подвижки уже есть. В Китае растет число стартапов, связанных с повторным использованием одежды. Так, в одной из деревень под Пекином появился цех, где подержанные вещи разрезают на лоскуты и шьют из них куртки, сумки и ковры.

«Охранник средних лет из Шанхая потратил половину своей месячной зарплаты, чтобы купить пальто, которое я сделал из старой одежды, — говорит основатель стартапа Re-Clothing Bank Чжан На. — Тогда-то я и подумал, что у всего этого есть будущее».

Лоскутные куртки Re-Clothing Bank из подержанной одежды

Модные ритейлеры тоже постепенно переходят на зеленую сторону. Такие марки как Zara, Inditex и H&M организовали прием старых вещей во всех своих торговых залах. H&M поставила цель к 2030 году производить одежду только из переработанных или устойчивых материалов. На сегодня этот показатель составляет 57%. А на родине бренда в Швеции пошли еще дальше. Покупатели крупного стокгольмского магазина H&M теперь могут принести старую одежду, и прямо на их глазах она превращается в новую. Машина Looop измельчает ткань на волокна, из которых тут же шьется нужная вещь. Процесс занимает около 5-ти часов.

Машина Looop измельчает старую одежду

В компании утверждают, что в ходе переработки не используется ни вода, ни химикаты, но иногда добавляется «экологически чистое» сырье. Клиенты могут выбрать одну из трех вещей: свитер, детское одеяло или шарф. Цена покупки — от 11 до 16 долларов США.

Цех по пошиву одежды в магазине H&M, Стокгольм

«Одним из главных драйверов чрезмерного потребления одежды являются продавцы быстрой моды, — говорит Дебора Дрю, аналитик и руководитель отдела социального воздействия некоммерческого Института глобальных исследований World Resources Institute. — Крупные компании, такие как H&M и Zara, могут оказать и трансфармационное влияние на отрасль и потребителей, если возглавят процесс содействия изменениям».

На сегодняшний день даже в самых прогрессивных странах, таких как США, доля рециклинга одежды не превышает 15%. Небольшая часть вещей идет на благотворительность. А остальное гниет на свалках, отравляя почву и воздух. И очевидно, что без смены самой парадигмы сверхпотребления катастрофических последствий для экологии планеты не избежать. Как сказал когда-то лауреат Нобелевской премии по физике Нильс Бор: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно задохнется в собственных отходах». Хочется надеяться, что еще есть время все исправить.

По материалам: Bloomberg, Reuters и CNN

Bloomberg.

" data-title="Китай: сомнительное лидерство" data-counter="">
Читать далее
Переработка мусора: как...

Во времена СССР пионеры собирали и сдавали макулатуру и металлолом. Но массового характера эти явления не имели.

03 Апреля 2018
Дубай - самый большой завод

Еще 50 лет назад здесь жили несколько тысяч кочевников, промышляющие сбором фиников и рыболовством. Сегодня на месте бывшей деревни посреди пустыни - Дубай, символ человеческого прогресса. А в 2020...

06 Марта 2018
Как с 1 января 2019 года...

Валерий Петросян – доктор химических наук, заслуженный профессор МГУ, эксперт ООН по химической безопасности и заместитель генерального директора РТ-Инвест – в программе «Среда с Петросяном» в прямом...

14 Сентября 2018
Сообщение