Из жизни памперсов

26 августа 2019 . 14:33

Их используют несколько часов, а потом отправляют в мусорное ведро. Они перевернули жизнь мам, нянь и сиделок. Но при этом создали и проблему. Как её решить?

Одноразовые пелёнки, детские и взрослые подгузники – если спросить родителей младенцев или людей, ухаживающих за лежачими больными, многие наверняка назовут возможность их использования одной из первоочередных, важнейших нужд. И это при том, что россияне получили доступ к памперсам намного позже, чем жители большей части мира, по крайней мере, развитых стран.

Придумали одноразовые подгузники в Америке. Причём началось всё с женщины. Неудивительно, учитывая, что именно они сталкиваются со всеми проблемами — бесконечной стиркой, сушкой и глажкой. Мэрион Донован, выросшая в семье изобретателя, всегда интересовалась работой отца. А когда у неё родилась дочь, задумалась, как сделать уход за ней более приятным и «чистым». В 1946 году из занавески для ванной она сшила чехол для пелёнок – он не давал намокать и пачкаться простыням в детской кроватке. После усовершенствований появился подгузник из парашютного нейлона на пластиковых кнопках. В 1951 году Мэрион получила патент на своё изобретение, которое быстро стало очень популярным. Заслуги её получили признание – в 2015 году она была включена в Национальный зал славы изобретателей. Она пыталась пойти дальше и создать одноразовые пеленки и подгузники. Однако бумажными компаниями, в которые она обращалась, видимо, руководили мужчины, далёкие от ведения хозяйства и воспитания детей. Поэтому Мэрион подняли на смех и заявили, что «это непрактично и никому не нужно».

Ну а дальше в дело вступила «тяжёлая артиллерия». Виктор Миллс, инженер компании Procter&Gamble, предложил в качестве впитывающего материала применить суперабсорбент. Первый одноразовый подгузник появился в 1956 году, в нём использовались древесные опилки. А в 60-х началось массовое производство, на рынок вышли «Pampers». В нашей стране это название стало нарицательным – до сих пор большинство называют подгузники памперсами – вне зависимости от их производителя.

Российские мамы получили в своё распоряжение эти товары только в 90-х. С радостью отказались от бесконечных стирок, и теперь уже не представляют себе иной жизни.

Всё бы хорошо, но возникла проблема утилизации. В среднем ребенку меняют подгузник 7 раз в день, и происходит это на протяжении минимум двух лет. Путём несложных вычислений получается больше 5000 памперсов. При среднем весе каждого 400 г – после одного младенца остаётся больше 2 тонн использованных подгузников. И это только дети, а ведь есть ещё подгузники для взрослых, лежачих больных, одноразовые простыни и женские прокладки. Все эти товары, давшие нам новое качество жизни, используются несколько часов, после чего их надо куда-то девать.

Их структура примерно одинакова: несколько слоёв — полиэтилен, целлюлоза с абсорбентом, полиэфирное волокно и полипропилен. Разделить их для переработки практически невозможно. Плюс всё это наполнено тем, для чего, собственно, и предназначается.

В лечебных учреждениях и домах-интернатах для престарелых эти отходы относятся к классу Б (представляющим эпидемиологическую опасность). Они собираются в специальные пакеты или герметичные контейнеры, а затем обеззараживаются термическим или микроволновым способом. После чего отправляются на утилизацию – на полигоны или мусоросжигательные заводы.

Там же оказываются памперсы и прокладки после использования в быту – но без промежуточной стадии обеззараживания. На полигонах время разложения – больше ста лет. А в случаях, когда на свалках возникает горение, выделяются вредные газы и фильтрат.

В последнее время появились многоразовые аналоги – памперсы и прокладки. Они, конечно, сильно отличаются от того, чем пользовались наши мамы и бабушки в советское время. Однако, без стирки не обойтись. А это время, которого у молодой мамы и так не много. Даже при возможности использования стиральной машины необходимо место для сушки. И вариант этот нельзя назвать полностью экологичным – стиральная машина использует воду и электроэнергию, а в канализацию сливается лишняя вода с химическими веществами. Да и использовать её придётся чаще.

Страны, в которых нашли этим отходам применение – наперечёт. Например, в Англии их научились перерабатывать, получая в итоге разные строительные материалы. В Канаде делают пластиковую черепицу. Но общая практика – сжигание на предприятиях по термической переработке отходов в энергию. Благодаря высокой температуре и системе фильтров, все опасные вещества нейтрализуются и не попадают в окружающую среду.

Читать далее
Что такое гарбология и почему...

Каждая наша публикация — это интересные истории из сферы обращения с отходами, подкрепленные комментариями экспертов и профессионалов. Например, последняя публикация — большое интервью с Валерием Самсоновичем Петросяном, эксперта ООН по химической безопасности,...

22 Мая 2018
Самый коварный

Очередной выпуск программы «Среда с Петросяном» был посвящён проблеме пластиковых отходов. Сколько видов пластика мы используем в повседневной жизни, почему не весь его можно вторично переработать, и...

26 Октября 2018
Школа раздельного сбора

Очередной выпуск программы «Среда с Петросяном» получился не совсем обычным. Это запись открытого урока, который прошёл на фестивале «Наука 0+». Наш эксперт Валерий Петросян отвечал на вопросы. Но...

18 Октября 2018
Сообщение