Интернет-торговля: быстро, удобно, вредно

21 октября 2022 . 11:08

Заказать, получить, примерить или изучить, выбрать из нескольких вариантов, отослать не понравившееся обратно. И все это за один-два дня. Интернет-торговля разбаловала потребителя — не без пользы для себя, разумеется. Единственной пострадавшей стороной, как это часто бывает, оказалась окружающая среда. Расскажем, почему.

Глобальная электронная торговля неуклонно росла вместе с развитием интернета. За последнее десятилетие ее объем достиг невероятных показателей, а пандемия еще ускорила этот процесс. В некоторые отрезки времени у запертых на самоизоляции граждан просто не было других альтернатив добыть еду, лекарства и другие необходимые товары. В июне 2020 года глобальный розничный траффик интернет-магазинов достиг 22 миллиардов посещений в месяц, а объем продаж составил 26,7 трлн долларов.

Потребителей умело научили заставлять покупать. «Черная пятница», «Киберпонедельник», «День холостяка» или «Double 11» (11 ноября) — ажиотаж начинают подогревать задолго. Поток рекламы и объявление щедрых скидок планомерно уговаривают: «купи, даже если тебе не очень надо». Если раньше в дни распродаж покупатели штурмовали универмаги, сметая на своем пути стеллажи и манекены, то теперь обрушивают сайты. Хотя и с этим уже научились бороться.

При совершении покупок в интернете потребитель обращает внимание на 3 ключевых момента: цена, скорость и удобство. Если изначально онлайн-покупки были способом реализовать первый (найти лучшие предложения), то теперь к этому прибавились два других. Главные интернет-площадки убедили покупателей, что бесплатная и быстрая доставка — это то, что нужно и даже необходимо.

Транспортировка товаров влечет за собой огромное количество выбросов СО2. В 2020 году на отгрузку, доставку и возврат продукции приходилось 37% от общего объема выброса парниковых газов. Предполагается, что к 2030 году количество транспортных средств доставки увеличится на треть и достигнет 7,2 млн автомобилей. Это не только приведет к увеличению выбросов СО2 примерно на 6 млн тонн, но и увеличит время в пути на 21% из-за увеличения траффика на дорогах.


Влияние интернет-торговли на окружающую среду

Исследователи выяснили, что покупки через интернет имеют в 2 раза меньший углеродный след, чем те, которые совершаются традиционным путем — в обычном магазине. Однако, когда речь идет о «быстрых» покупках с доставкой в тот же день или на следующий — ситуация меняется с точностью до наоборот. Причина в том, что торговые компании не имеют возможности ждать, чтобы выстроить более экономичную логистику. Отправка происходит сразу, в итоге машины едут, заполненные грузом наполовину, а часто и меньше. Соответственно, возрастают траффик и выбросы.

Исследование поведения потребителей показало, что 79% из них хотят иметь право бесплатно отправить товар обратно продавцу. 92% готовы вновь обращаться к тем магазинам, где легко отказаться от покупки. В итоге не менее 30% всех товаров, заказанных в интернете, возвращаются. Для сравнения — в обычных магазинах это 8,9%.

Основные причины возврата — получен не тот предмет, он выглядит не так, как ожидалось или поврежден. Очевидно, все эти проблемы практически сведены к нулю при обычной торговле.


Причины возврата товаров в интернет-магазины

Интернет-доставка — это еще и огромное количество дополнительной упаковки, которая сначала производится, а потом выкидывается. В лучшем случае она отправляется на переработку, но часто просто оказывается на свалках. Ежегодно в мире вырубается 3 миллиарда деревьев, чтобы сделать из них 240 млн тонн тары для транспортировки грузов.

Из 86 млн тонн пластиковой упаковки, производимой на планете каждый год, перерабатывается меньше 14%.

Лидером в интернет-торговле является Китай. Там только в 2020 году было обработано 83 млрд экспресс-посылок, в результате чего образовалось 1,8 млн тонн пластиковых отходов и 10 млн тонн бумажных. Исследование показало, что для каждого товара в среднем использовалось 2,18 единиц упаковки, в основном состоящей из смешанных материалов, которые трудно перерабатывать.

Остановить или как-то регулировать рост электронной торговли в Китае, как и во всем остальном мире, не представляется возможным. Пока усилия в основном сводятся к разработке и внедрению более экономичных вариантов упаковки.

Есть предложения и по сценариям уменьшения вреда от процесса доставки.

По сравнению с вариантом «ничего не делать» эти сценарии могут до 35% снизить вредные выбросы и до 30% уменьшить время груза в пути. При этом цена товара тоже упадет. Однако, чтобы их внедрить, нужно перестроить не только сознание людей, но и вообще организацию логистического процесса — от более активного использования электромобилей до выделения для грузовиков специальных полос на дорогах.

По материалам: earth.org, weforum.org, invespcro.com

Читать далее
История самой большой свалки...

Территорию США почти не затронули глобальные военные конфликты, поэтому стране не нужно было тратить колоссальные ресурсы на восстановление инфраструктуры и хозяйственных структур, а гражданам - думать о выживании своих семей. Так Новый Свет становится идеальной платформой для создания и...

24 Января 2018
Переработка мусора: как...

Во времена СССР пионеры собирали и сдавали макулатуру и металлолом. Но массового характера эти явления не имели.

03 Апреля 2018
Разговор без диалога

Сегодня Андрей Шипелов — генеральный директор РТ-Инвест — встретился с жителями деревни Свистягино Воскресенского района. Изначально планировали только общение со СМИ,...

24 Августа 2018
Сообщение