Южнокорейский стартап по внедрению системы «умных» фандоматов пользуется бешеной популярностью у населения. Бизнес-модель «деньги за отходы» оказалась выгодна всем: и простым людям, и переработчикам, и муниципалитетам. В чем «секрет фирмы»?
Создатель новой сети фандоматов SuperBin, выпускник Гарвардской школы Кеннеди Ким Чжон Бин, поставил перед своей командой амбициозную задачу — сформировать в обществе новую культуру переработки отходов. Привлекать население решили рублем. По всей стране стали появляться автоматы Nephron, которые за пустую тару выдавали неплохое вознаграждение. За алюминиевую банку — 15 корейских вон (75 копеек), за пластиковую бутылку — 10 вон. Деньги перечислялись на банковский счет клиента SuperBin.
«Мы не можем полностью решить проблему отходов, используя только технологии по переработке. SuperBin пытается создать новую культуру, в которой люди рассматривают переработку как забавную игру, а мусор — это то, что они могут превратить в деньги», — говорит Ким Чжон Бин.
Кстати, вознаграждение за сданную тару в системе SuperBin примерно в десять раз выше, чем у других операторов на рынке вторсырья. И это стало для многих хорошим стимулом. Подсчитано, что примерно 15-20% пользователей фандоматов зарабатывают таким образом до 300 000 вон в месяц (около 15 тысяч рублей). А отдельные активисты умудряются получить до 1 млн вон.
Вместо денег можно получить баллы, на которые приобретаются товары из переработанного сырья: футболки, сумки или игрушки.
Nephron с искусственным интеллектом распознает тип тары, сминает ее и отправляет в нужный контейнер. Отходы, не подлежащие переработке, попадают в отдельный бак. Перерабатывающие компании платят за такое вторсырье хорошие деньги.
Секрет бизнес-модели прост: потребитель становится неотъемлемой частью логистической цепочки отходов, муниципалитеты экономят на перевозке и сортировке, а переработчики получают качественное сырье. То есть выгодно всем. При этом фандомат занимает мало места, имеет яркий дизайн и притягивает внимание прохожих.
На сегодняшний день в Южной Корее работает 200 таких фандоматов. К концу 2020 года их будет уже 500. А компания SuperBin собирается открыть еще и собственный завод по переработке пластика. Также в планах — начать производство фандоматов на экспорт, прежде всего в страны, где система обращения с отходами развита плохо.
Систему автоматического сбора пустой тары запустили и в России. В начале 2020 года компания РТ-Инвест установила первые 20 фандоматов в образовательных учреждениях Казани. Они принимают алюминиевые банки и пластиковые бутылки емкостью от 0,25 до 2 л. За каждую банку или бутылку начисляется 5 баллов. Накопленные бонусы можно будет обменять на скидки на товары и услуги. Подробности акции можно найти на сайте www.tara-sbor.ru.
На фото: фандомат в школе № 181, Казань
Фандоматы помогают вовлечь во вторичный оборот до 90% использованной тары, тогда как при выборке пластика и алюминия из контейнеров — максимум 50%. Ну, а главная задача проекта, как и у южнокорейского стартапа — сформировать в обществе культуру раздельного сбора отходов.