Быстрая мода: пора остановиться?

Колонка редактора

12 августа 2022 . 13:26

Быстрая мода — явление одновременно экономическое и социальное. Его бизнес-модель основывается на дешевом и быстром производстве одежды низкого качества, которая быстро прокачивается через магазины, чтобы соответствовать постоянно меняющимся трендам. Почему её влияние на окружающую среду столь пагубно? И как уменьшить наносимый вред?

Мировая индустрия моды производит в два раза больше выбросов СО2, чем водный и авиационный транспорт вместе взятые (10% от общего объема против 5%).

С 2000 по 2015 год производство одежды выросло вдвое — со 100 до 200 миллиардов единиц в год. При этом среднее количество надеваний предмета гардероба до того, как его выбросили, сократилось на 36%.

Ежегодно из-за отсутствия широко налаженной индустрии переработки и утилизации одежды теряется более 500 млрд долларов. Мало того, что потребители выбрасывают вещи, которые не хотят или не могут больше носить. Но еще розничные магазины и производители отправляют на полигоны или просто сжигают нераспроданный товар. Ведь прилавки надо освобождать для новых коллекций, которые некоторыми брендами выпускаются едва ли не каждые две недели.

Ежегодно в мире выбрасывается 92 млн тонн одежды.

Представьте эти катастрофические объемы: каждую секунду на свалку отправляется полностью загруженный грузовик.

При том, что эти отходы дают массу загрязнения при захоранивании на полигонах (а именно туда чаще всего они попадают), производство новой одежды также крайне негативно сказывается на экологии.

Кроме первичного сырья и энергии, индустрия моды потребляет чудовищное количество воды — около 93 млрд кубометров в год. На производство всего одной футболки требуется 2 700 литров — столько выпивает человек за 2,5 года.

По данным Программы ООН по окружающей среде, 20% мировых сточных вод загрязнены химическими веществами после окрашивания тканей. Ведь основное производство находится в странах, где не придают значения заботе об экологии.

Там же, в воде, а еще и в воздухе ежегодно оказываются и полмиллиона тонн микропластика. Он «вымывается» и «выдувается» при стирке и сушке изделий из нейлона и полиэстера. Это 35% всего первичного микропластика, который оказывается в окружающей среде.

Все эти факты доказывают: пришло время переосмыслить культуру одноразового использования. Евросоюз собирается ввести новые правила, а азиатские производители (ведь именно там выпускается львиная доля продукции) готовятся к их введению. Главная цель — уменьшить воздействие промышленности на окружающую среду за счет увеличения срока службы вещей.

Стратегия предполагает введение обязательных требований к экодизайну для конкретных продуктов. Это должно устранить проблемы, сокращающие жизненный цикл одежды — когда она выцветает, рвутся молнии, расходятся швы, а использование смешанных тканей затрудняет переработку волокон.

Будут установлены стандарты долговечности, повторного использования, ремонтопригодности, возможности переработки волокон и фурнитуры и обязательного содержания в изделиях уже переработанных материалов. Эту информацию производителям придется размещать на этикетках. Кроме того, компаниям могут запретить выбрасывать нераспроданные товары.

Чтобы выполнить новые требования, азиатским фабрикам, видимо, придется увеличить затраты на производство. Один из поставщиков одежды из Гуанчжоу предполагает, что после перехода на сертифицированные переработанные материалы расходы возрастут на 50%. Кто-то считает, что смена курса не вызовет трудностей, а некоторые подчеркивают: подделать сертификаты легко, а движение сырья отследить непросто. Скептики и вовсе называют все эти правила «гринвошингом» — когда компании делают пустые заявления об экологичности.

Многие текстильные ритейлеры устанавливают в магазинах боксы для сбора старой одежды у покупателей и заявляют, что дают ей вторую жизнь. Однако в реальности менее 1% выброшенных вещей удается переработать в новые предметы одежды. 65% попадает на свалки или сжигается. Остальное в дальнейшем используют в виде ветоши или тряпок.

Наиболее перспективным выглядит бизнес по перепродаже, сдаче в аренду или переделке. Этот сегмент сейчас составляет около 3,5% рынка модной одежды. Но по прогнозам, уже к 2030 году он достигнет 23%. Однако к этой бизнес-модели у экологов также есть претензии. Процесс стирки, чистки и транспортировки вещей требует много ресурсов и дает значительный объем вредных выбросов.

Некую помощь в борьбе за разумное потребление оказал, как это ни странно, коронавирус. В ежегодном отчете консалтинговой компании McKinsey о состоянии моды говорится: «После пандемии отношение потребителей меняется, поскольку многие придерживаются подхода „less is more“ (Пословица дословно переводится как „меньше значит больше“. Означает, что в меньшем количестве может быть больше качества. — Прим. ред). 65% покупателей планируют покупать более долговечные и высококачественные товары, и в целом потребители считают „новизну“ одним из наименее важных факторов при совершении покупок».

По материалам: earth.org, asia.nikkei.com, ellenmacarthurfoundation.org, dreamstime.com

Читать далее
«В Швейцарии мы живем рядом с...

Интервью с Урсом Альтенбургером о мусоросжигательных заводах во всём мире. Мы встретились с представителем Hitachi Zosen Inova Урсом Альтенбургером и поговорили о будущем отрасли обращения с отходами. Узнайте из нашего материала, что общего у жителей России и Дубаи.

16 Февраля 2018
Валерий Петросян отвечает...

Самый распространенный комментарий в соцсетях по поводу строительства заводов по переработке отходов в электроэнергию: «МСЗ – зло, которое убивает всё живое».

11 Сентября 2018
Кто и почему закрывает...

Власти Мадрида приняли решение закрыть старейший мусоросжигательный завод Valdemingómez. Сделать они это планируют к 2025 году и называют этот шаг ключевым в улучшении управления отходами.

04 Октября 2018
Сообщение