В 2015 году во всех британских супермаркетах одноразовые пластиковые пакеты стали платными. В итоге их потребление снизилось сразу на 80%. Но только ли желание сэкономить двигало покупателями? Чтобы это выяснить международная группа ученых, включая экспертов Высшей школы экономики, провела масштабное исследование.
Одноразовые пластиковые пакеты появились в супермаркетах Великобритании в начале 80-х. И к 2014 году их количество превысило 8,5 млрд. штук, что составило примерно 58 тыс. тонн пластиковых отходов. Чтобы снизить уровень экологического загрязнения власти Соединенного Королевства ввели плату в размере 5 пенсов (0,06 долларов США) за один пакет*. И вскоре потребление пакетов снизилось на 80%, а у покупателей вошло в привычку брать в магазин свою сумку.
Стоит отметить, что деньги, которые супермаркеты получают с данного сбора, направляются на благотворительные экологические и социальные проекты.
Однако механизм воздействия платы за пакет на поведение потребителя оставался до конца непонятным. Одни исследователи видели в этом исключительно желание сэкономить. Другие считали, что 5 пенсов — ничтожная сумма, и введение платы просто изменило привычку пользоваться бесплатными пакетами.
Чтобы проверить обе гипотезы, коллектив ученых из Высшей школы экономики и Кардиффского университета провели лонгитюдное** исследование. Результаты работы опубликованы в журнале «Frontiers in Psychology».
Результаты
Работа основывалась на анализе трех компонентов: опросе потребителей, больших интервью и наблюдениях, которые проводились до введения пакетного сбора в 2015 году и после него.
В ходе короткого опроса большинство респондентов ответили, что изменили частоту использования пластиковых пакетов с «иногда» до «очень редко».
Данные опроса подтвердили и результаты наблюдения: до введения пакетного сбора 48% британцев использовали одноразовые пластиковые пакеты, а меньше, чем через год после введения — всего 17%.
В больших интервью почти все респонденты рассказали, что либо полностью прекратили, либо существенно сократили покупку пакетов. Многие считают, что нововведение помогло им избавиться от привычки автоматически брать бесплатные пакеты на кассе. И почти никто не пожаловался на то, что использование многоразовых сумок при походе в супермаркет доставляет неудобства.
Рисунок 1: Частота использования одноразовых пластиковых пакетов и собственных сумок при покупке продуктов питания в Англии с разбивкой по возрастным группам (A, B), полу (C, D) и годовому доходу (E, F)
Примечательно, что пол, возраст и уровень дохода респондентов не оказали значимого влияния на результаты. Также не имели значения размер магазина, его месторасположение и ценовая категория. Из всего этого был сделан вывод, что введение платы имело не столько экономический, сколько психологический эффект. Очевидно, что люди с достатком выше среднего отказывались от одноразовых пакетов не ради экономии.
Таблица 1: Доля покупателей в Англии, использующих разные типы пакетов (одноразовые, оба типа, только многоразовые, другие виды тары, без пакетов) с разбивкой по социально-экономическому профилю супермаркета (местный, бюджетный, средний класс и премиум).
Тот же опрос показал, что люди готовы поддержать введение аналогичного сбора на продукцию, продаваемую в пластиковой упаковке. Они уверены, что это поможет уменьшить количество пластиковых отходов и улучшить качество окружающей среды.
В то же время, большинство опрошенных оказались не готовы поддержать введение дополнительных сборов на бензин и дизель. Респонденты считают, что такая мера «ударит» по всему населению (особенно людям с низкими доходами) и по предприятиям. По их мнению, государству вместо того, чтобы вводить дополнительные пошлины, стоит подумать о развитии новых, экологически чистых технологий в области топлива и транспорта.
* Имеется в виду полиэтиленовый пакет-«майка» толщиной менее 70 микрон, отпускаемый на кассе.
**Лонгитюдное исследование — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки.
С полными результатами исследования можно ознакомиться по ссылке.