Аккумуляторы для электромобилей не так опасны, как считалось?

Колонка редактора

26 августа 2022 . 12:14

Электромобили постепенно реабилитируют себя в глазах экологов. У многих защитников окружающей среды вызывает опасение будущее миллионов отработанных аккумуляторных батарей. Вред от их производства и утилизации буквально сводит на нет все преимущества использования этого вида транспорта. Однако последние данные внушают оптимизм.

Аккумуляторы электромобилей состоят из более чем 2 тысяч отдельных литий-ионных элементов, объединенных в модули и работающих вместе. Дороговизна их производства в первую очередь обусловлена высокой стоимостью кобальта. Некоторые автоконцерны начали производить батареи без этого материала, используя в большей степени фосфат лития. Однако и его добыча дорога и очень вредна для окружающей среды.

Почти ¾ лития находится в так называемом «литиевом треугольнике» на территории Аргентины, Боливии и Чили. Наиболее серьезной экологической проблемой здесь является нехватка воды. Для извлечения одной тонны лития её требуется до 2 млн литров. В районе солончаков и шахт участились засухи и происходит опустынивание.

Кроме того, большая часть энергии, используемой для извлечения и переработки лития, поступает из ископаемого топлива и таким образом несет ответственность за выбросы СО2 — почти 15 тонн на каждую тонну добытого лития.

Главный же ущерб экологии наносится при утилизации аккумуляторов. Их измельчают и из получившейся крошки извлекают ценные металлы, однако стоимость полученного сырья чаще всего даже не окупает затраченный труд. Ведь цепочка крайне длинна и затратна: сбор, транспортировка, сортировка аккумуляторов, их измельчение, разделение материалов, нейтрализация вредных веществ, плавка, очистка.

Точных данных о том, какой процент литий-ионных аккумуляторов перерабатывается, нет. Обычно указывается, что он не превышает 5. При этом довольно успешно эта промышленность развита в Китае. Но и в Европе и США сейчас строятся подобные предприятия.

Пока же большая часть исчерпавших свою мощность батарей отправляется на полигоны и захоранивается. Часто происходят утечки загрязняющих веществ в окружающую среду. Начинаются подземные пожары, что приводит к выбросу в атмосферу частиц мышьяка, кадмия, хрома, кобальта и меди, которые при попадании в дыхательную систему человека вызывают проблемы со здоровьем.

Однако недавно прозвучало заявление, которое можно считать если не революционным, то весьма облегчающим ситуацию. Исполнительный директор Nissan сообщил, что почти все аккумуляторы, которые когда-либо производила компания (а они начали выпускать их в 2010 году и имеют весьма значительную долю на этом рынке), до сих пор используются в электромобилях.

Большинство производителей предлагают гарантию на батареи на 7-8 лет или примерно 160 тыс. км пробега. Однако сейчас становится ясно, что они могут пережить сами машины.

Все электромобили имеют системы управления батареями (BMS), которые позволяют дозаправлять их, сохраняя эффективность и срок службы. Поэтому литий-ионные аккумуляторы для машин живут гораздо дольше, чем их собратья для телефонов или ноутбуков с менее сложной BMS. В итоге по прошествии времени то, чего боялись, запуская массовое использование электромобилей, не сбылось.

В конце службы машины — через 15-20 лет — аккумулятор все еще исправен. И его можно повторно использовать. Чаще всего как хранитель энергии в стационарных объектах. Например, в Амстердаме на футбольном стадионе они установлены как резервное питание. Часто их используют на солнечных и ветряных фермах.

В большинстве стран ищут способы регулировать сбор и переработку аккумуляторов. Например, в Китае в 2019 году обязали производителей нести ответственность за утилизацию отработанных батарей. ЕС работает над Директивой по батареям.

В России число электромобилей пока невелико, хотя в последнее время оно растет. «Автостат» привел данные, согласно которым в первой половине 2022 года россияне купили 1278 новых электромобилей, что на 53% больше, чем в тот же период 2021 года.

В середине июля Минпромторг объявил о возобновлении программ стимулирования спроса на автомобили российского производства. В кредит с господдержкой можно будет купить электромобиль со скидкой 35%. Сейчас она распространяется на марку Evolute (локализованная версия китайского Dongfeng). Всего на реализацию этой программы выделено 2,6 млрд руб.

В конце июля было объявлено о создании первых в России электромобилей на аккумуляторах отечественного производства. Они разработаны компанией «Рэнера», входящей в «Росатом». 6 прогулочных электрокаров было передано в музейно-парковый комплекс подмосковной Кубинки. Они имеют запас хода 100 км, передвигаются бесшумно и не загрязняют окружающую среду.

По материалам: earth.org, tadviser.ru, forbes.com, renera.ru

Читать далее
Всё переменится – заводы будут

На днях мы встретились для интервью с Валерием Самсоновичем Петросяном, заслуженным профессором МГУ им. Ломоносова и экспертом ООН по химической безопасности. Валерий Самсонович – человек, объездивший около 100 стран, во многих из которых на экспертном уровне изучал проблему обращения с отходами и...

15 Мая 2018
Равняясь на Швецию: страна,...

Рост экономики напрямую влияет на рост конъюнктуры рынка, в том числе - товаров народного потребления, а следовательно, - отходов. Да, здесь тоже есть свой рынок: помните, мы уже (не раз) писали о...

23 Марта 2018
Ломаем стереотипы

С 1 января за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) в Московской области станут отвечать региональные операторы. Вместе с тем, по новым экологическим стандартам во всем регионе будут организованы...

24 Октября 2018
Сообщение